Posted 15 января 2019, 16:38
Published 15 января 2019, 16:38
Modified 17 сентября 2022, 15:43
Updated 17 сентября 2022, 15:43
Накануне Мухаметшин встретился с представителями средств массовой информации. В ходе общения он заявил, что сейчас масс-медиа гонится за аудиторией с помощью негативной информации. «Одни гибели, пожары… Как будто нет ничего созидательного, сделанного во имя людей!», - приводит его слова «Бизнес Online».
По данным издания, спикер Госсовета РТ «по-отечески наставлял, что не стоит гнаться за «подпиской» путем таких вот «сенсаций». В качестве примера для подражания он назвал «Парламентскую газету», заявив, что она никогда не публикует сведения их «недостоверных источников».
«Какие источники? Кто несет ответственность за эту информацию, если она окажется неподтвержденной? Газета теряет авторитет, имидж», — сказал Мухаметшин. Также спикер Госсовета РТ вспомнил про то, что СМИ называют четвертой властью, но упомянул, что в Конституции России «такой власти нет» и затронул вопрос «конструктивной критики».
Российский журналист и общественный деятель Николай Сванидзе заявил Inkazan, что СМИ всегда должны акцентировать внимание на правдивой информации, которая нередко может быть негативной.
«Очень часто информация бывает негативной, как правило. Позитив - это норма, а негатив – это информация. Средства массовой информации должны о ней рассказывать обществу. Если кому-то хочется, чтобы рассказывали о том, что все гладко, приятно и превосходно, и скрывали негативную информацию – мы это проходили», – считает Сванидзе.
В качестве примера журналист привел аварию на чернобыльской АЭС, когда советские СМИ замалчивали трагедию, в результате которой серьезные заболевания получили сотни тысяч людей.
«Скрывать негативную информацию нельзя. О ней нужно (говорить – Inkazan) как в фильме «Крестный отец» – он велел, чтобы ему плохую информацию докладывали в первую очередь. Вот это абсолютно правильно. Плохая информация обязательно не должна скрываться ни от общества, ни от власти, и требование ее сокрытия, на мой взгляд, вредит», – сказал Сванидзе.
Российский журналист и политолог Максим Шевченко считает, что каждый человек акцентирует внимание на негативной информации.
«Вы с утра выходите на кухню. У вас все хорошо: любимая жена, прекрасные дети, за окном хорошая погода. Но об этом нет смысла писать, это существует как данность. Вдруг у вас разбилась чашка. Это становится темой для обсуждения, по крайней мере на ближайшие 5 минут: кто разбил, кто виноват, давайте не сердиться друг на друга, к счастью, к удачи и так далее», – сказал он.
По мнению Шевченко, этот простой пример демонстрирует, что журналистика – «проекция обычного человеческого сознания». Человека, отмечает он, всегда интересует драма, трагедия. А раз это интересует одного представителя общества, то это свойственно и самому обществу.
«Так просто говорит человек, который не понимает сути журналистики. Журналистика - это не пропаганда, журналистика - это человеческое. На что вы пойдете? На триллер, в котором убивают, или на фильм, где вы заранее знаете, что “они будут вместе, проживут долго и счастливо и умрут в один день”?», – сказал Шевченко.
В свою очередь, мнения большинства региональных спикеров в чем-то совпали с нравоучениями Мухаметшина.
Бывший главный редактор газеты «Известия Татарстана», а ныне советник ректора КФУ Юрий Алаев считает, что принцип «негативной информации» неразрывно связан СМИ. Он привел афоризм, который с английского языка можно перевести как «хорошая новость – не новость, плохая новость – новость».
«Всегда лучше продаются плохие новости, чем хорошие. Хотелось бы, конечно, видеть больше позитивных новостей. Некоторые ресурсы используют специальные алгоритмы: достаточно кликнуть один раз, и вы будете получать только позитивные новости. Технологии позволяют манипулировать в обе стороны», – сказал Алаев.
По его мнению, местное телевидение в Татарстане, в большинстве своем, транслирует позитивную информацию. Поэтому у потребителя всегда есть выбор.
«Аудитория нуждается в позитивной информации хотя бы для того, чтобы снизить уровень депрессивных настроений. Вопрос в том, много ли хорошего происходит вокруг? Да, происходит. Дороги чистят, транспорт ходит, несмотря ни на что люди стали добрее к друг другу, вежливее. Множество людей каждый день делают свою работу для других, но о них никто не пишет», – подчеркнул эксперт.
Татарстанский журналист и общественный деятель Римзиль Валеев считает, что можно привлекать внимание читателей за счет интересной подачи и более качественным продуктом, не идя на поводу у аудитории.
«СМИ хотят рейтинга, тиража, привлечь читателей, зрителей. Поэтому - шоковая информация, несчастье, спасение жизни, размножение: к сожалению, человеческая психология так устроена, что именно это привлекает», – сказал Валеев.
По мнению эксперта, необходимо продвигать и поддерживать качественные публикации, в том числе и благодаря таким конкурсам, как «Хрустальное перо».
«Привлекать только несчастными случаями – это ненадежная аудитория. Ненадежная и неблагодарная. СМИ теряют от этого. Если реклама, то эротика, если событие, то шоковая информация. Официальная информация о том, что начальники сказали не вызывает интерес, властям нужно быть более честными и более откровенными. Аудитория будет, если сказать правду, особенно она тяжела для руководящих и крупных деятелей», – отметил собеседник Inkazan.
Руководитель Высшей школы журналистики КФУ Леонид Толчинский сравнил журналистов с медсестрами.
«Средства массовой информации – не судьи и не выносят приговор, не законодатели, они лишь указывают на больные места и делают укол, прививку, потому что здесь может начаться заражение, неприятный для организма, в данном случае - общества, процесс. Медсестра - это всегда неприятно: заходит со шприцем, колет в больное место. Но в этом функция СМИ. Это касается общественно-политических СМИ», – сказал Толчинский.
По словам эксперта, существует множество представителей масс-медиа, которые заняли свою нишу и публикуют материалы про еду, моду и прочее. Он заявил, что общественно-политические СМИ должны отражать реальные процессы в обществе. Толчинский добавил, что «если общество не совсем здорово, значит неприятно будет смотреть в зеркало».
«Поводы для позитива создаются не средствами массовой информации. Не мы исправляем ошибки, которые происходят вокруг нас. Это делают, в том числе и органы власти. Если будут эти движения, то это питательная среда для позитивной информации. Если есть проблема, тревога и она отражается в СМИ, значит, нужно ее решать. И если идет решение проблемы, можно предъявить, почему это не отражается», – сказал эксперт.
Главный редактор нижегородского издания NewsNN Никита Ишмуратов считает, что с человеческой точки зрения желание замалчивать негативную информацию выглядит не лучшим образом.
«Я прихожу домой, меня встречает супруга и говорит: знаешь, у нас умерла бабушка. А я отвечаю, что не хочу слышать плохие новости. Расскажи мне лучше хорошие новости, а плохие мне не рассказывай. Желание первых лиц Татарстана видеть только положительные новости – если перевести его в бытовую жизнь - выглядит очень странно», – сказал Ишмуратов.
Он заявил, что расценивает слова Мухаметшина, занимающего достаточно высокий пост, как давление на СМИ, что противоречит Конституции России.
«Меня обеспокоило выражение – «конструктивная критика». Что такое «конструктивная критика»? Какие критерии конструктивной критики Фарид Хайруллович закладывает? Очень хотелось бы получить от него подробную бумагу, что есть «конструктивная критика», взять эту бумагу, положить на стол, а рядом положить закон о средствах массовой информации и сравнить – как эти две бумаги согласуются», – сказал Ишмуратов.
Также эксперт напомнил, что Мухаметшин занимает свой пост уже более 20 лет, и за это время в Татарстане многое изменилось. Так, по словам Ишмуратова, за это время Госсовет РТ фактически стал «придатком исполнительной власти», который лишь утверждает ее инициативы. «Это конструктивная критика или не конструктивная, с моей стороны?», – заявил главный редактор NewsNN.
«Людям, занимающим столь высокий пост, необходимо осторожно использовать слова, потому что слова имеют смысл. И Фариду Хайрулловичу, такому опытному политику, не знать ли об этом?»