Информация о том, что ПСО «Казань» может стать подрядчиком строительства второй очереди космодрома «Восточный» появилась осенью 2017 года. Источники газеты «Коммерсант» сообщали, что тогда еще гендиректор «Роскосмоса», а ныне поплпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров обратился к президенту РФ Владимиру Путину с таким предложением.
По данным СМИ, основным фактором стало наличие у компании собственных мощностей. В октябре 2017-го заявлялось, что контракт заключат до окончания года, а строительство стартует в начале 2018-го. Спустя несколько дней после предложения Комарова СМИ сообщили, что Путин поручил найти единственного подрядчика выполнения работ на космодроме.
Комарову предстояло обосновать свой выбор перед тогда еще вице-премьером РФ, а ныне главой «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным. Окончательное решение по назначению ПСО генподрядчиком было принято после того, как за компанию поручился глава Татарстана Рустам Минниханов.
Компании Зиганшина предлагали передать остальные 20 объектов второй очереди, однако Рогозин потребовал организовать открытый тендер на все позиции, за исключением стартовой позиции для ракеты «Ангара» ввиду ее сложности. Имел место негативный опыт: первую очередь возводила ныне ликвидированная компания «Спецстрой».
Времени на поиск и тщательный отбор подрядчиков не было: первый пуск «Ангары» был запланирован на декабрь 2021 года. Несмотря на это, подписание контракта с ПСО до конца 2017 года не состоялось. В апреле 2018-го Минниханов встретился с представителями «Роскосмоса», чтобы обсудить строительство. В мае Рогозин стал гендиректором «Роскосмоса».
В то время контракт «Роскосмоса» с ПСО еще не был подписан, хотя оборудование для начала строительства было привезено на площадку еще летом 2017 года. В мае прошлого года сообщалось, что возведение начнется в июне, в июле срок был перенесен на август. Тогда появился тендер на строительство. Закупка производилась у единственного поставщика – ПСО.
Общая сумма контракта составляла 38,7 млрд рублей. Оплату планировали произвести в два этапа: около 6,4 млрд рублей в 2018 году, 32,3 млрд рублей – в 2021-м. Строительство, согласно тендеру, необходимо было закончить до конца 2022 года. Несмотря на это, «Роскосмос» снова отложил подписание контракта с ПСО, на этот раз «на ближайшее время».
Источники СМИ сообщали, что у госкорпорации возникла необходимость «досогласовать» документ. Долгожданное событие состоялось только 3 октября прошлого года. На строительство масштабного объекта оставалось три года, начать его планировалось в 2019-м. Однако практически сразу после заключения контракта у «Роскосмоса» появились вопросы к ПСО.
В ноябре 2018-го Арбитражный суд РТ принял от Федеральной налоговой службы (ФСН) иск о банкротстве ПСО. Заявленная сумма долга – 1,96 млрд рублей. Пресс-секретарь компании Зиганшина Светлана Брайловская заявила Inkazan, что претензии связаны со строительством объектов чемпионата мира по футболу – стадионов в Самаре и Саранске, которые вело ПСО.
«Наша компания никогда не отказывалась от своих обязательств перед налоговиками, предоставив доказательства того, что все долги будут погашены», — сказала она. Брайловская сообщила, что стороны заключат мировое соглашение. Тем не менее, СМИ со ссылкой на источники заявляли, что «Роскосмос» задумался о смене подрядчика строительства космодрома.
Финансовое состояние компании Зиганшина вызывало тревогу в госкорпорации. Там признали, что отставаний по графику разработки проектной документации и начала строительства нет, однако непринятие мер в отношении ПСО может создать дополнительные риски. Тогда Минниханов заявил, что вопрос, с кем работать, будет решать сама госкорпорация.
ФНС и ПСО подписали мировое соглашение, которое предусматривает постепенную выплату долга. В качестве поручителей на стороне татарстанской компании выступили сам гендиректор ПСО Зиганшин, его родственники и связанные с ним структуры: в случае задержки или невыплаты долга они погасят остаток суммы перед ФНС.
Несмотря на мирное разрешение ситуации, СМИ со ссылкой на собственные источники в космической отрасли заявляли, что ПСО рискует потерять контракт. Окончательное решение по этому вопросу должно было быть принято в январе этого года.
Масла в огонь подлила ситуация с оплатой труда. В декабре 2018-го за невыплату зарплаты сотрудникам задержали директора компании-подрядчика ПСО «Гранд-проект». В январе прокурор РТ Илдус Нафиков заявил, что у ПСО систематически возникают крупные долги по зарплате. В самой компании сказали, что речь шла о субподрядчиках на строительстве стадионов.
Два дня назад стало известно, что ПСО приступит к строительству второй очереди космодрома весной – об этом сообщила пресс-служба татарстанской компании. Все изменилось 24 января на совещании по вопросу развития госкорпорации, где премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал «Роскосмос» «заканчивать с прожектерством».
«Надо меньше говорить и больше делать», - сказал Медведев. Он также отказался назвать «приемлемой» скорость строительства космодрома – сейчас там возведена только четверть объектов. Одной из причин проведения собрания стал запрос «Роскосмоса» на получение дополнительных средств на строительство площадки.
После критики Медведева ситуация перешла от слов к делу: вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил журналистам, что «Роскосмос» расторг контракт с ПСО «Казань». «С учетом того, что тяжелое финансовое положение, сегодня по взаимному согласию сторон контракт расторгается. Практически полгода потеряны», - сказал он.
Пресс-служба ПСО «Казань» отказалась комментировать ситуацию. В Казанском Кремле Inkazan сообщили, что ситуация касается двух хозяйствующих субъектов. «Поэтому причины принятого решения правильно будет уточнить у них. Мы в том числе ориентируемся на информацию, которая была сегодня публично озвучена вице-премьером», - заявила его представитель Лилия Галимова.
На данный момент неизвестно, окончательно ли решение о расторжении контракта с ПСО, и кто станет подрядчиком строительства космодрома после ухода Зиганшина. Срок сдачи объекта перенесли с 2021 на 2023 год – Борисов призвал «не питать иллюзий» на этот счет. Однако понятно, что на репутации ПСО поставлено огромное пятно.
И этот провал гораздо больше, чем локальные. Например, многочисленные скандалы вокруг возведения «Самара-Арены», неспособность достроить соципотечные дома в ЖК «Салават Купере» и, конечно, завершить работу на второй очереди казанского зоопарка. И если региональные власти не смогли «удалить» Зиганшина с объекта, то федералам это удалось.