Posted 30 января 2019,, 08:25

Published 30 января 2019,, 08:25

Modified 17 сентября 2022,, 15:45

Updated 17 сентября 2022,, 15:45

Интервью: граффити-художник об отношениях с властью, облике города и молодежи

30 января 2019, 08:25
Как отличить настоящее искусство от раскрашенных вандалами стен? Как художники выстраивают отношения с властями? Может ли художественное оформление изменить облик города? Об этом Inkazan рассказал граффити-художник Дамир Даксов, более известный как daxgraffiti.

О граффити как вандализме и искусстве

Если исходить из общеизвестных определений искусства и вандализма, то получается, что вандализм - это когда делаешь для себя. Некий вызов. Часто это выражается в том, что люди создают какие-то шрифты на улице, думая, что реализуют себя как «андеграунд художники». Это неосмысленный тип рисования. Все идет на получение адреналина, но не имеет особого посыла.

Вандализм, который распространен в России, - детская игра. В представлении европейских вандалов, американских есть вызов политический. Допустим, какую-то прослойку общества не устраивает их положение, и они это отражают на лице города — ломают витрины, пишут лозунги на стенах. Они бунтом, действием, показывают свое отношение.

В России это скорее мода. Как следствие, возникает негативное отношение даже со стороны тех, кто сам рисует. Искусство более сложно. Оно может вытекать из твоих умозаключений. В моем понимании искусство — когда ты способен нарисовать то, что хочешь сказать.

Творчество хорошо тем, что ты можешь делать то, что противоречит чему-то, но при этом юридически от этого увильнуть, потому что искусство… оно завуалированно. Скорее всего, тебе не смогут ничего предъявить, потому что это какая-то выдумка: интерпретация, но не прямой текст.

Современное граффити появилось в начале прошлого века, однако его расцвет пришелся на 60-70 годы, в основном - в США. В Россию культура пришла в 80-е годы, однако массовой стала только в 90-е.

Я исхожу из моральных принципов, своих соображений. Если я хочу нарисовать на видном месте, гораздо проще найти владельца здания и попробовать с ним договориться. Как показывает практика, лучше если ты договоришься, чем в последующем будешь иметь какие-то проблемы.

Вандализм как раз и отличается тем, что ты фактически плюешь на чужое имущество, делаешь то, что хочешь. Но забываешь о том, что это может иметь определенные последствия для человека, на поверхности которого ты это сделал - в виде штрафов, еще каких-то не очень приятных моментов.

Я себя не ограничиваю в том, граффити я рисую или просто рисую. И художником себя назвать не могу. Мне было интересно попробовать организовать взаимодействие рисунков с людьми, проходящими рядом. Потом - отразить нарисованную реальность. Это способ создания масштабной точки, которая вызывает определенные эмоции или заставляет приглядеться и задуматься, ощутить себя в этом месте. Это было важным до какого-то момента. А потом, конечно, все изменилось.

Об отношениях с властями

Власти не особо приветствуют, вандальные выходки, из-за которых портится имущество. Если говорить про остановки, на которых пишутся какие-то надписи, то страдают обычные люди. Замена поликарбоната - это деньги налогоплательщиков. Вандалы считают, что они «такие крутые», против власти, а страдают люди. Представители власти плохо относятся не к художникам в общем, а к тем, кто бездумно портит облик зданий, транспорта.

Для заказа рисунков власти обращаются к продажной части художников - не обязательно в плохом смысле. Для кого-то нормально иметь общую связь с властями, а для кого-то не очень. Фактически ты становишься правой рукой власти для реализации целей, назначенных на конкретный год. Это плохо, потому что отражает только то, что власть стремится использовать, а не дать свободу для творчества.

Когда ты обращаешься в администрацию города со своими предложениями, а тебе говорят - извини, мы не дадим на это добро, но ты можешь разрисовать на футбольную тематику фасад, возникает сомнение в том, что у тебя есть свобода. Реализоваться ты можешь за свой счет. Из бюджета денег не выделяется: рисуй что хочешь, нам нравится, но через пару лет мы тебя все равно закрасим. Власть занимается реализацией только тех рисунков, которые выгодны для них, но не имеют культурной ценности.

В рамках проведения чемпионата мира по футболу летом прошлого года мэрия Казани привлекла художников к созданию портретов известных футболистов - Лионеля Месси, Неймара, Луки Модрича - на стенах зданий.

Если глубоко смотреть, власти особо не стремятся ограничивать в начинаниях. Идет глобальная деградация. В 2010 году, когда я заинтересовался граффити, можно было встретить порядка 30 человек в Казани, которые активно этим занимались. Сейчас молодежь стремится купить себе модных шмоток, заработать на кроссовки или записать репчик. А действия какого-то нет.

Я за все время рисования, ни разу не получал каких-либо предложений от этих министерств. Поэтому министерство по делам молодежи Татарстана для меня скорее очередная… В некоторых сферах они, наверное, имеют значение и могут поддержать, но в плане творчества я сомневаюсь, что им есть до чего-то дело.

Как максимум, наверно, их потенциал - это помощь и поддержка (изображения - Inkazan) всяких футболистов на фасадах. Но если ты хочешь что-то другое, то, скорее всего, как обычно придется делать все за счет своей инициативы и сил. Это классика.

О современных художниках и заработке рисованием

Современные художники - это люди, которые хорошо продают себя, вот и все. Увы, у нас в России почему-то на слуху оказываются люди, которые делают довольно попсовые вещи. Это может быть технически и стилистически интересная штука, но она не требует особых умений. Если говорить про Бэнкси маркетологи его продвинули. С тех пор он - стереотипный представитель стрит-арта.

Бэнкси - псевдоним английского художника стрит-арта, его настоящее имя неизвестно. Он начал рисовать в 1990-х, слава к нему пришла в первом десятилетии этого века. Сейчас его рисунки можно видеть не только на стенах: организуются выставки и аукционы. Самая дорогая картина Бэнкси была продана за $1,9 млн.

Есть люди, которые могут г**** преподнести в виде золота, а есть люди, которые золото не могут продать и почему-то в глазах окружающих это всем кажется г*****. Как в музыке, когда возникают поп-певцы, их продукт низкопробный, но его восхваляют и раздувают, это попадает в ротацию. Эта активность приводит к тому, что люди начинают думать, что это круто.

В последний год сильно упал спрос, людям сейчас и без граффити тяжело. Не у всех есть возможности, чтобы у себя в квартире нарисовать граффити. Карманы сильно жмут: изменения в ценах, повышение налогов. Число обычных людей, которые ранее ко мне обращались, не владельцы компаний, заметно уменьшилось.

Дело в маркетинге: если покупать дорогую рекламу, то можно выйти на интересные проекты. Печаль в том, что на тебя выйдут скорее всего те же министерства, власть, со своими политическими и прочими интересными для одной стороны предложениями, и ты будешь рисовать то, что тебе скажут, забывая о каких-то своих принципах.

На граффити можно заработать, если тебе все равно на политику. Когда ты настолько аморфный, что способен нарисовать что-то политическое. Граффити можно нарисовать, если для тебя деньги - приоритет номер один в жизни и ты готов браться за любые рисунки – где угодно, кому угодно.

Об изменении облика города

Время жизни граффити зависит от того, в каком районе оно нарисовано, на видном ли месте. Вандальные выходки держатся не больше трех дней, серьезные рисунки - ровно до тех пор, пока не произойдет крупное мероприятие, допустим FIFA. Перед подобными событиями стабильно все стены в городе красят в какой-нибудь серый, бежевый или персиковый цвет.

Как пример можно привести ситуацию под мостом «Миллениум» где в 2012 году в рамках фестиваля было нарисовано 8-10 рисунков, потом из закрасили. Были закрашены и остальные рисунки, которые нанесены местными художниками. Фактически там набиралось рисунков 20.

Облик города может изменить не граффити. Я считаю, что то, как выглядит город, зависит от нас. Если бы в каждом дворе жители старались не бросать мусор, посадить цветочек у подъезда, мы могли бы изменить город в лучшую сторону. Коммунальные службы над этим работают, но людям все равно. Люди достаточно аморфные. И говорить о том, что граффити может что-то улучшить – это очень… крайность, что ли.

Представь ситуацию: нарисован красивый рисунок, а рядом разруха. О какой красоте, о каком улучшении может идти речь если все будет на контрасте? Как показывает практика, - никому это не нужно, испортят через какое-то время, забудут. Максимум на что ты можешь надеяться – это что пририсуют гениталии поверх твоего рисунка, вот и вся ответная реакция людей на твои недельные старания.

Для людей важней только то, что… в общем свои какие-то проблемы, которых у каждого предостаточно. А рисунки? Нет, я пожалуй перерос то время, когда считал что это важно. Это никому не нужно.

"