Posted 6 февраля 2019, 10:33

Published 6 февраля 2019, 10:33

Modified 20 августа, 14:59

Updated 20 августа, 14:59

Экспорт южнокорейской культуры: почему российской молодежи нравится kpop

6 февраля 2019, 10:33
В 2010-е в Россию пришло увлечение музыкой и современной культурой Южной Кореи, которое до сих пор набирает обороты. Тысячи молодых людей приходят на концерты азиатских музыкантов и устраивают свои тематические мероприятия. Inkazan разобрался, почему это явление так популярно в нашей стране.

Доцент кафедры дошкольного и начального образования института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин заявил Inkazan, что в увлечении молодежи корейской музыкой «важна не этномузыкальная составляющая, а автор, который создал этот успех».

Несмотря на свое название, kpop или Korean popular music включает в себя не только сам поп, но и хип-хоп, баллады, техно. Для молодой экономики современной Южной Кореи развлекательный рынок становится одной из сфер развития.

В 2016 году мировой доход от kpop достиг $4,7 млрд, простимулировав экономику страны: темпы роста экспорта культурного контента и товаров был на 2% выше, чем рост экспорта в общем. И это учитывая, что республика входит в топ-12 крупнейших экономик мира.

Одна только мужская группа BTS в 2017 году принесла государству $3,6 млрд. По подсчетам Hyundai Research Institute, каждый 13 турист посетил в тот год Южную Корею из-за этих артистов. BTS обогнали по популярности даже американских певцов, выиграв Billboard Music Awards в 2018-м.

Согласно данным International Federation of the Phonographic Industry (IFPI) за 2017 год, корейский музыкальный рынок занял шестую строчку в топе мировых рынков. Из стран Азии впереди Кореи оказалась лишь Япония, заняв вторую строчку.

В 90-е корейская волна, которую также называют «халлю», докатилась до соседних азиатских стран, позднее она распространилась на Америку, Европу. В России интересоваться Kpop начали в 2010-х — тогда в страну, в основном в Москву, начали приезжать южнокорейские артисты.

В 2013 году на закрытии Универсиады в Казани выступила одна из наиболее популярных kpop-групп — EXO. Как отметила организатор Всероссийского фестиваля популярной культуры UFEST Лия Гарипова, это событие дало толчок в распространении этого жанра в Казани. После визита EXO в городе начало появляться большее количество кавердэнс-групп, которые занимаются «перетанцовкой» оригинального выступления артистов.

«Корейская музыка - не совсем корейская. Там уже есть и архитепический подход, связанный с тем, что они используют современные формы поп-музыки, у них легко запоминающиеся ритмы. Корейская музыка находится на стыке между европейской и тюркской, и что-то промежуточное вызывает особую эстетику», - заявил психолог Гарифуллин.

По словам Гариповой, среди аудитории kpop преобладают юноши и девушки от 16 до 24 лет, которые обращают внимание на музыкальные клипы и привлекательную внешность артистов. При этом, как отмечает педагог-психолог IT-школы «Кодиум» Юлия Виноградова, здесь не идет речь о чем-то деструктивном.

«Несомненно, самая обширная группа — это современная молодежь. Если посмотреть немного назад, то мы увидим субкультуры, на которые ориентировались подростки, сбиваясь в компании. Однако они не всегда несли в себе положительный момент, в отличие от корейской культуры. Мы не увидим в ней каких-либо негативных моментов, которые настораживали бы, к примеру, родителей тех же подростков», — считает психолог.

Значительную роль играет и устройство бизнеса в Южной Корее, которое предполагает создание «светлого» образа для артистов.

В стране практически не работает принцип «черный пиар — тоже пиар». Певцов и актеров там называют айдолами (по аналогии с идолами) и каждому из них подбирается положительный образ.

«Это все отличается от западной поп-культуры. Видимо, что-то новое и хотелось молодёжи - свежее, энергичное и невинное. Участники музыкальных групп привлекают внешностью и стилем…Корейские исполнители всегда работают на зрителей, фанатов, всегда поддерживают общение», — сказала преподаватель корейского языка кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений Казанского федерального университета Лейла Гайнуллина.

Речь идет не только о внешности, к которой здесь относятся особенно щепетильно, а сама Корея считается столицей пластической хирургии, но и об ограничениях в поведении. Например, факт того, что кто-то из исполнителей курил, становился скандалом после обнародования. Хотя к распитию алкогодя в Южной Корее относятся более снисходительно.

«Конечно, есть и невротизм у молодежи — состояние, которое вызывает у них тревогу, неопределенность. Погружаясь в музыку, они получают какой-то катарсис. Есть феномен получения ответа на те вопросы, которые ставит жизнь», - сказал Гарифуллин.

Крупные игроки рынка создают атмосферу семейственности в общении между артистами, что «перенимают» и их фанаты.

«Мы видим, что артисты делятся опытом внутри стен компании, тренируются, ходят на обеды и ужины, поддерживают друг друга на различных мероприятиях. И не стесняются этого! Они позиционируют себя как одну большую семью и по сути такими и являются. Можно предположить, что такой момент сильно повлиял на наше общество, на нашу молодежь, которая не просто находит себе компанию, а обретает семью, как и их любимые артисты», — отметила Виноградова.

Она добавила, что все это происходит на фоне того, что западный, да и российский, мир начинает уставать от постоянного негатива, сплетен, разводов, скандалов и прочего негатива.

Не меньше на конечный образ влияет и то, что «айдолы» проходят стажировку. Она может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет. За это время они должны повысить уровень навыков в пении, танцах, умении вести себя на развлекательных шоу.

Любовь к Корее подкрепляется и распространением косметики местных производителей, ростом узнаваемости корейских блогеров (особенной любовью пользуются бьюти-блоги, мукбанги), продажами еды (снеков и лапши).

Продвижение «бренда» Южной Кореи происходит и на масштабных международных событиях. Так, в феврале в Пхенчхане прошли Олимпийские игры, на открытии и закрытии которых выступали звезды kpop. Не меньше поклонников и у азиатских сериалов — дорам. По словам Гайнуллиной, они «позитивные и невинные, очень лёгкие».

Есть и локальные примеры «корейской волны». Как отметила организатор фестиваля UFEST, в Казани раньше для kpop были лишь разные вечеринки с конкурсной основой, потом постепенно появились номинации на аниме-фестивалях. Сейчас в программе фигурирует больше номинаций и ярмарки с атрибутикой и стаффом по различным исполнителям.

«Молодежь на то и молодежь, что она должна увлекаться, всегда стремиться к новизне, искать какие-то новые вещи. Если она их не найдет, то будет скучно жить. Эти новые веяния, даже если их не будет в СМИ, в телевидении где поют старые дяди и тети 70-х годов, которых нельзя выгнать с телеэкрана российского. Тем не менее, благодаря этому, молодежь находит своих кумиров», - сказал Гарифуллин.

Он добавил, что у молодежи больше свободного времени, чтобы слушать музыку и участвовать в развлекательных мероприятиях. По мере взросления его количество сокращается, поэтому люди меньше времени уделяют развлечениям, отказываясь от увлечений в пользу работы и семьи.

«Влиянию корейской культуры может поддастся любой: всё из-за того, что она настолько обширна, что каждый может найти тот элемент, которого ему не хватало всё это время. Каждый может найти в корейской культуре себя, не смотря на возраст и статус», — дополнила Виноградова.

Подпишитесь