На встрече с журналистами казый (шариатский судья – Inkazan) Фазлыев, первый заместитель муфтия РТ Рустам Валиуллин и член совета улемов (теоретиков ислама – Inkazan) Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ Булат Мубараков представили обновленное «Положение об исполнении богослужений и религиозных обрядов имамами-хатыйбами ДУМ РТ».
В нем есть раздел о правилах имянаречения. Так, имя ребенка должно соответствовать исламским традициям если родители выбрали слово, которое противоречит принципам ислама, то при помощи имама им «рекомендуется выбрать традиционное мусульманское имя». Такая информация размещена на сайте ДУМ РТ.
«Для того чтобы имя было правильным, оно должно иметь хорошее значение либо на татарском, либо на арабском, либо на пердсидском языках. Сейчас, как правило, свидетельство о рождении ребенка выдают прямо в роддоме, где имя малыша уже написано. Поэтому при выборе имени ребенку еще до поездки в роддом родителям следует посоветоваться с муллой», – приводит ДУМ РТ слова главного казыя РТ.
Исламовед Рустам Батров согласился, что в исламе есть предписание о том, что имя должно нести хороший смысл. Но в учениях нет упоминания о том, что необходимо сверяться именно с арабским языком. Эксперт назвал это заявление «немного странным».
«Часто используются имена еврейских коранических персонажей. Ислам, как вы знаете, признает всю ветхозаветную традицию, тех пророков, которые были посланы богом в еврейском народе. Имена Марьям, Иса, Муса и прочие – мы называем людей в честь еврейских персонажей. Это давно вросло в ткань исламской культуры, исламской традиции, что не вырвать. Игнорировать это – не совсем правильно», – сказал исламовед.
По словам Батрова, имена пророков были даны еврейским народом, следовательно, имеют другую национальную идентичность, отличную от указанных Фазлыевым.
«По его логике, если родители назовут еврейским именем Марьям или Муса, именами еврейских коранических персонажей, которых почитает исламская традиция, тогда он что, он тогда тоже встанет и выйдет из-за стола, не будет проводить обряд имянаречения? Очень странное, непонятное заявление», – подчеркнул Батров.
Исламовед отметил, что на встречи Фазлыев привел в пример имя Данис, которое в персидском языке звучит хорошо, а по-арабски – плохо.
«По сути, он оспаривает право родителей называть ребенка так, как они сами посчитают нужным. Естественно, как мусульманский религиозный деятель он может призывать к тому, чтобы имена давали в рамках мусульманской традиции, хотя она довольно шире, чем он ее преподносит», – сказал собеседник Inkazan.
Также Батров напомнил о том, что есть мусульмане других национальностей, проживающие в том числе и в Татарстане. Например, русские, принявшие ислам, или кавказцы.
«Это заявление было против людей. В этих словах делается заявление, что Духовное управление мусульман республики Татарстан работает только для татар, а не для мусульман, что в корне неправильно. Духовное управление мусульман республики Татарстан должно уважать и почитать всех мусульман, которые живут на территории нашей республики. Это заявление было против людей, против народа. Люди выбирают… Даже если они выбирают неправильное с его точки зрения имя, надо не отталкивать этих людей, а наоборот притягивать к религиозным традициям нашего народа, чтобы они не потерялись», – подчеркнул Батров.
Эксперт отметил, что это «верх нетактичности» по отношению к мусульманам, которые уже носят имена из других национальностей.
«Мало того, что оно нетактичное, это заявление противоречит принципам ислама, исламским правилам, исламским канонам. Слышать такое заявление от руководства ДУМ РТ для меня было очень странным», – сказал Батров.
Другой исламовед Арслан Садриев также заявил, что в исламе не прописано, на каком языке должно быть имя человека.
«Такого нет положения о национальной принадлежности имени. Есть положение о предпочтении имен пророков, есть положение о предпочтении имен содержащих понятие “раб божий”. Но какого-то национального предпочтения в именах, конечно же, нет. Любое имя, несущее добрый смысл и является предпочтительным для мусульманина», – сказал Садриев.
Эксперт назвал ДУМ РТ общественной организацией и отметил, что все принадлежащие к ней лица берут на себя обязательства следовать принятым в этой организации правилам.
«Мне кажется, вы несколько преувеличиваете роль данной общественной организации. Вы ее воспринимаете в качестве истины в последней инстанции и обязательством для мусульман. Но это решение данной конкретной общественной организации. Если имамы относятся к данной общественной организации, они должны руководствоваться этими словами, но это не значит, что все мусульмане, проживающие на данной территории или вообще все мусульмане проживающие в Российской Федерации должны руководствоваться мнением какой-либо общественной организации», – сказал собеседник Inkazan.