Posted 13 марта 2019, 07:01

Published 13 марта 2019, 07:01

Modified 20 августа, 15:25

Updated 20 августа, 15:25

Интервью: руководитель Госалкогольинспекции РТ о контрафакте и настойках

13 марта 2019, 07:01
Зачем заводы продают алкоголь, минуя ЕГАИС? Сколько должен стоить элитный алкоголь? Почему не стоит пить настойки в барах? Об этом Inkazan рассказал руководитель Госалкогольинспекции РТ Жаудат Ахметханов.

О контроле рынка

Алкогольный рынок всегда был под контролем государства. Если говорить об ограничениях, то это государственный контроль за производством, оборотом, и розничной реализацией алкогольной продукции, который направлен не на ухудшение положения бизнеса, а на защиту интересов покупателей: их здоровья и жизни. В Татарстане система государственного контроля действует с середины 90-ых годов.

Что касается конкретных ограничений в розничной торговле алкоголем, то здесь законодательно четко определены минимальная площадь торгового объекта и время продажи. Не важно, сколько у лицензиата торговых объектов: один или несколько десятков (специализированных алкомаркетов, минимаркетов или крупных магазинов), минимальная площадь каждого магазина должна быть 50 кв.м в городе и 25 кв.м. в сельском населенном пункте.

Время продажи есть федеральное - с 8 до 23 часов и региональное. В Татарстане принят закон, согласно которому розничная продажа алкоголя в магазинах осуществляется с 10 до 22 часов.

На розничном алкогольном рынке все его участники находятся в равных условиях: и крупный, и малый, и средний бизнес. Не надо забывать, что у нас в прошлом году не было плановых проверок, в этом году их также не будет. Поэтому с нашей стороны нет никакого давления, ограничений, сверхограничений - все в равных условиях. При этом всегда находятся игроки, которые пытаются выйти за рамки правового поля: уйти от уплаты акцизов или налогов, продать некачественную продукцию.

Оптовыми поставками алкоголя в республике занимаются 11 оптовиков. Все они имеют лицензию на данный вид деятельности, никаких вопросов у нас к ним нет. Мы с ними работаем в тесном контакте, чтобы не допустить перекосов в здоровой конкуренции. Да оптовики и сами заинтересованы в соблюдении всех правил: ведь стоит какой-то компании хоть раз завезти некачественный алкоголь, то розничные магазины тотчас отвернутся от такого поставщика. То есть оптовик потеряет клиента, а это уже прямые убытки. Поэтому оптовые фирмы заинтересованы в поставках качественного алкоголя и сохранения своей репутации.

Кто такой покупать - потребитель? Это житель республики. И он имеет права на качественный товар, даже если это и алкоголь. Если человек пьет, то он пускай он пьет качественный и легальный продукт. Если человек не пьет – это тоже хорошо. Для этого у нас в республике тоже много делается: в рамках реализации государственной программы по снижению масштабов алкоголизации населения открываются спортивные сооружения, проводится большая профилактическая работа по пропаганде здорового образа жизни, организуется досуг для жителей всех возрастных групп.

О контрафакте

Алкогольная инспекция как контролирующий орган осуществляет контроль на всех этапах движения алкогольной продукции, начиная с производства. Так в 2018 году только продукции «Татспиртпрома» было проверено порядка миллиона декалитров начиная с момента производства спирта и до выпуска готовой алкогольной продукции. Мы отбираем пробы, проводим лабораторные испытания. В этом вопросе у нас полное понимание с «Татспиртпромом», ведь качественная продукция повышает имидж этого предприятия.

Были случаи даже по нашим административным материалам, когда выявляли вторичное использование стеклянной тары продукции «Татспиртпрома». Особенно этим балуются мелкие предприятия общепита: бары, придорожные кафешки. Например, легальную бутылку открыли, ее продажу зафиксировали в ЕГАИС, а затем в эту бутылку наливают спирт, разбавленный водой и в течение чуть ли не месяца могут продавать под видом водки.

Для оценки деятельности субъектов Российской Федерации на розничном алкогольном рынке Росалкогольрегулированием утвержден ряд индикаторов. У республики Татарстан неплохие показатели. Например, в прошлом году нами выявлено более 3 тысяч различных нарушений, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, что на 15% меньше, чем в 2017 году.

Хочу отметить, что снизилось количество фактов продаж так называемых «фанфуриков». Раньше их можно было купить чуть ли не в каждом киоске или торговом павильоне. Жалоб от населения было много, в том числе и в «Народный контроль». Люди жаловались, что любители «фанфуриков» не просто их покупают, но и распивают прямо во дворах, на глазах у детей и подростков. Но сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В этом плане неоценима роль самих жителей, которые сообщают о незаконной продаже.

Да и сама экономическая составляющая для продавцов «фанфуриков» становится невыгодной. Пусть и не оперативно как нам хотелось бы, но законодательство меняется, в том числе и в части изменения акцизов на спирт, из которого делают «фанфурики». Сейчас хотят изменить законодательство в части медицинского спирта, чтобы он проходил через контроль Росалкогольрегулирования.

Об обходе ЕГАИС

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

У нас в республике три крупных производителя пива: Казанский филиал ЗАО «Москва - Эфес», «Булгарпиво» и «Белый Кремль», новый завод «Татспиртпрома». Допустим, в республике произведено 38,5 млн дал пива, поставлено всего 17 млн дал. А реализовано 5,5 млн дал, остальное еще на стадии продажи. Только 30% полочного пространства пива в магазинах республики - доля наших местных производителей. Диапазон в 70% занимают производители из других регионов.

Они должны встать на налоговый учет, платить налоги. А у нас часто получается, что розничные торговые сети, бары разливное пиво так продают: одна кега законная (ее поставка в ЕГАИС зафиксирована), а следующие 2-3 кеги – незаконные. Но это не контрафакт: завод производит, но отпускает часть легально, а часть нелегально (без фиксации в ЕГАИС). По накладной отгрузили одну кегу, а фактически - несколько. Вот в пивном баре или магазине разливных напитков и продают все фактически полученные кеги под видом одной, которая указана в ТТН.

Налицо уход от налогов. Сейчас законодатели Татарстана вышли с инициативой и в минфин России, и в правительство России о внесении изменений в законодательство: надо узаконить ведение реестра производителей пива, введение счетчиков на пивоваренных заводах. Изменений требует и налоговое, и административное законодательство.

А пока сами заводы заинтересованы в том, чтобы мимо ЕГАИС выпускать свою продукцию. В Москве об этом говорили открыто на совещании в ФАС России. Сами игроки алкогольного рынка озвучивали, что такие факты есть. Пока не будет четкого регулирования пивного рынка, так и будет этот бардак. Естественно, что нужно ввести и лицензирование от производства до розничной продажи пива.

В Татарстане мы практически не выявляем нарушений в крупных сетях. Магазины работают до 22 часов, везде камеры поставлены. Может быть только единичный случай, если сам продавец как-нибудь пронесет «левую» бутылку. И то если через ЕГАИС будет зафиксирована ее продажа, то выявится повторная фиксация, либо будет отказ в фиксации (если марка поддельная).

Такими нарушениями балуется мелкая розница и общепит. В основном в городах. В ресторанах меньше, а вот бары, кафешки - там есть такие факты.

О теневом рынке

В Татарстане за 2018 год было выявлено 83 факта производства алкоголя (самогона) в домашних условиях - это на 45% меньше чем в 2017 году. Но есть определенные сложности. Самогонный аппарат легально продается и в интернете, и в розничной торговле. В «Мегастрой» зайди – любого калибра, любого литража устройства там стоят.

Если человек для себя самогон гонит, то никакой ответственности за это нет. Но если для продажи… Это нужно выявлять. Продают своим знакомым, а знакомые сдавать не будут. Некоторые умудряются видеокамеры ставить, смотрят, кто пришел – «направо-налево» не продают, потому что знают, что правоохранительные органы и Госалкогольинспекция работают.

Кроме того, многие продавцы хитрят: приобретают 5-литровые канистры спирта, разбавляют водой, и получается экономнее и выгоднее для них. Эти «разливайки» больше в ходу. Зачастую продавцы сами не знают, где производится этот спирт, им его прямо на дом привозят.

В республику эта продукция заходит из соседних регионов. Как правило, она не соответствуют ГОСТу.

Если есть опасность для здоровья и жизни, то здесь уже работают органы внутренних дел. В их компетенции выявление и пресечение нелегального производства, возбуждают уголовные дела по 238 статье УК РФ. Я в чужую «кухню» не лезу, поскольку есть четкое разграничение полномочий, подведомственность и компетенция. Первый раз самогонщик на продаже попался - административный штраф, за повторное нарушение - уголовная ответственность.

Наверное, заводу-производителю спирта выгодно продавать неучтенные излишки. За 10 месяцев 54 производителя закрыли. Пока их не закрыли, они производят и продают, лазейки находят. Возможно, что и сотрудники выносят. Это доходный теневой рынок. Взял бутылку, разлил, продал. Никакой ответственности. Никаких вложений.

О настойках в барах

Любой легальный алкоголь должен быть зафиксирован в ЕГАИС; пройти путь от легального производителя через легальных оптовиков до легальной розницы. На легальную алкогольную продукцию добросовестный продавец всегда представит товарно-сопроводительные документы. Кроме того, есть карта бара: если в баре делают коктейль, то должны написать – водки такой-то столько-то грамм, сока столько-то грамм. Если это не прописано, я думаю, не стоит это покупать, лучше обращаться к нам.

На портале государственных и муниципальных услуг республики Татарстан есть раздел «Народный контроль», можно пройти регистрацию и сообщить о нарушениях при продаже алкоголя. Если информация подтвердится, то получить за это денежное вознаграждение.

Об элитном алкоголе

Можно сравнить кирзовые сапоги и туфли фирмы «Саламандр»: и там обувь, и здесь обувь, но «Саламандр» комфортнее. Любая алкогольная продукция, завозимая в республику, проходит проверку качества, легальности и безопасности. И в розничную продажу поступает только та продукция, которая соответствует стандарту. Но, естественно, что органолептические показатели дорого французского коньяка отличаются от трехгодичного кизлярского коньяка. Но и тот, и другой коньяк проходят через нашу проверку.

В прошлом российские СМИ году писали, что происходит на коньячном рынке: с полок в магазинах брали 100 наименований, из них 40% не соответствовали ГОСТу. В Татарстане этого нет. Как я уже говорил, оптовые поставщики дорожат своей репутацией, да и мы не допустим обмана потребителя. И если в других субъектах на полках легальных магазинов можно встретить продукцию, где содержимое не соответствует заявленному на этикетке, то у нас после проверки качества такая продукция в магазины не поступает. Ну, и понятно, что «элитный» (выдержанный, марочный) алкоголь не может стоить дешево. Цена – не единственный, но один из основных показателей элитного алкоголя. При условии, что куплен он в легальном магазине, а не с рук или через интернет.

Бывали случаи – человек купит элитный алкоголь и приносит нам на исследование, поскольку возникли сомнения в его качестве. Образцы каждой партии проверенного алкоголя, не важно: элитного, премиум-класса, эконом-класса у нас хранятся. Так называемые арбитражные образцы. Перепроверяем. Качество соответствует ГОСТу. При проверке учитывается много факторов: каждый напиток, как эксперты говорят, это живое существо.

Просто надо учитывать и человеческий фактор. Почему-то у нас многие считают себя экспертами в области алкоголя и забывают о том, что всему надо учиться. И чтобы оценивать алкоголь по органолептике – тоже. Всякое может быть: выпил лишнего, голова болит, вкусовые рецепторы «дали сбой», съел что-нибудь не то, а говорит, что алкоголь некачественный, поддельный. Здесь надо доверять профессионалам.

Подпишитесь