Posted 15 марта 2019, 15:29

Published 15 марта 2019, 15:29

Modified 17 сентября 2022, 15:53

Updated 17 сентября 2022, 15:53

Такого, чтобы стипендии не хватало на проездные, не было даже в 90-е — КПРФ

15 марта 2019, 15:29
Хотя минмолодежи РТ заявило о решении проблемы студенческих проездных посредством увеличения транспортного гранта, студенты, вузы и депутаты-коммунисты не согласны с этим. Звучали разные суммы, необходимые на разрешение ситуации. В решении проблемы депутаты готовы дойти до федерального центра.

В Госсовете РТ состоялась встреча, организованная КПРФ, по поводу студенческих проездных. В январе появилась петиция, в которой говорилось об их необходимости. На данный момент власти видят выход в расширении транспортного гранта.

В 2012 году пенсионерам тоже хотели лимитировать проездной, рассказал руководитель фракции КПРФ в Госсовете Хафиз Миргалимов. Но после протеста в бюджете все же нашлось 800 млн рублей, и проездные остались. «Значит, изыскать средства можно», — добавил Миргалимов.

По словам коммуниста, стипендия «хорошиста» в 1770 рублей не покрывает его расходы на проезд. Решение, на котором остановились власти, — транспортные гранты. Однако они охватывают лишь 2-6% студентов, и то в основном активистов. Как выяснилось со слов одного из выступающих, даже активным студентам этой суммы хватает только на половину поездок.

Депутат Госсовета от КПРФ Артем Прокофьев напомнил опыт других городов и отметил, что нынешняя ситуация в Татарстане — худшая в истории этого вопроса.

«Нас часто пугают 90-ми годами: «Вот как было в 90-е». Но такого, чтобы стипендии студента не хватало на проездные, не было даже в 90-е. То есть сейчас ситуация самая плохая, которая была в истории этого вопроса», — сказал он.

Депутат обратил внимание на то, что минобрнауки РТ самоустранилось от решения вопроса. И действительно, представителей министерства на встрече не было.

Также Прокофьев поднял вопрос, который рефреном звучал во время всего круглого стола, но исчерпывающий ответ на него никто из органов власти так и не дал. Дело в том, что стоимость проезда сейчас такая высокая, потому что государство не доплачивает транспортникам за льготников. Получается, что эта финансовая нагрузка ложится на обычных горожан, передвигающихся на общественном транспорте. Прокофьев попросил пояснить, сколько рублей за льготников компенсирует бюджет.

Вице-президент Лиги студентов Камолиддин Бобохонов рассказал о разработке проекта «Карта студентов РТ», которая будет самоокупаться и не требовать бюджетных средств. Inkazan запросил информацию о нем у минмолодежи Татарстана. На момент публикации материала ответ не поступил.

В Лиге утверждают, что не сидели на месте и до появления петиции и обращались в правительство РТ. А увеличение гранта там считают достижением, ведь он не повышался с 2011 года. Автор петиции Максим Мухаметзянов, впрочем как и другие присутствующие, заподозрил представительство студентов в том, что они не защищают интересы молодежи.

«Если изначально Лига стояла на твердых позициях проездного, то потом вышло такое определенное заявление под заголовком «Транспортный грант — эффективное решение», — сказал он. Позднее Прокофьев добавил, что Лига все-таки не равно студенчество.

Сам Мухаметзянов не считает транспортный грант выходом из ситуации. По его словам, после того, как стало известно о грантах, петицию подписали еще 16 тысяч человек. «Это говорит о том, что студентов не устраивает решение», — заявил активист.

Отсутствие студенческих проездных влияет и на автомобилизации Казани, полагает Мухаметзянов. Пока власти говорят о платных парковках для разгрузки дорог, студентам легче вчетвером вызвать такси практически по цене общественного транспорта.

Введение единого проездного для всех студентов в Татарстане обойдется более чем в 1 млрд рублей, привел данные первый замминистра по делам молодежи РТ Тимур Сулейманов. Если говорить только о казанских студентах — 680 млн рублей. В минмолодежи также обращались с просьбой ввести школьный проездной. Стоимость создания единого проездного билета для школьников и студентов превысит 1,5 млрд рублей.

Что касается транспортного гранта, то, по данным минмолодежи, на него есть спрос: на 3 тысячи грантов заявилось 9 тысяч студентов. Акцент будут делать на учащихся, в семье которых средний доход не превышает 20 тысяч рублей на человека. Сколько таких студентов, никто посчитать не может. Министерство планирует минимизировать человеческий фактор при решении, кому достанется транспортный грант, и использовать для этого машину.

Касательно студенческих проездных Сулейманов заявил, что в других регионах они не всегда востребованы.

«Но в Казани, в отличие от других городов, огромное количество тех маршрутов, которые по-настоящему востребованы студентами, являются частными, и для них этот проездной не действует. Поэтому для бюджетов этих регионов, муниципалитетов стоимость проезда составляет совсем другие цифры», — отметил он.

Зампредседателя Госкомитета РТ по тарифам Дмитрий Симкачев обратил внимание, что проездной за 750 рублей на 50 поездок, о котором часто говорят студенты, — это не льготная стоимость. Он предназначен для всех категорий населения, а учащиеся активно им пользовались в силу своей мобильности.

Кроме того, студенческий проездной не решает транспортные проблемы иногородних студентов. Им нужны гранты, считают в комитете.

В исполкоме города исходят из того, что в бюджете на это не предусмотрели средств. Такую позицию мэрии высказала и.о. зампредседателя комитета по транспорту Венера Ибрагимова.

Представители вузов (на заседании присутствовали КФУ, КГИК, Казанская академии ветеринарной медицины, КНИТУ-КАИ) встали на сторону студентов, которые требуют дополнительных мер. По их мнению, нужно поддерживать не только активистов, но и остальных учащихся. Со своей стороны университеты включаются в решение проблемы: помогают нуждающимся студентам. Но этого недостаточно.

По словам начальника управления внеучебной работы КНИТУ-КАИ Ирины Халитовой, сегодняшняя встреча — «бальзам на душу проректорам, специалистам, работающим со студентами».

«Мы привлекаем, а со своей стороны республика получается не может компенсировать самую необходимую часть», — отметила Халитова. Студентов успокаивают, но могут быть и волнения, высказалась она. Встреча завершилась тем, что обращения пообещали направить руководству республики, министерствам (так как они заинтересованы в квалифицированных выпускниках), муниципалитетам и, возможно, федеральному центру.

Прокофьев предложил в качестве срочной, но временной меры вернуть проездные за 750 рублей. Миргалимов подчеркнул, что нужна дорожная карта, где будут расписаны шаги для решения проблемы.

Подпишитесь