В 2018 году аппарат Нагуманова оказал более 800 устных консультаций и получил 575 письменных обращений от представителей бизнеса. Всего число вопросов превысило 1,4 тысячи. Из них около 60 жалоб касались уголовных преследований, которые, по мнению предпринимателей, были неправомерными. Команда бизнес-омбудсмена смогла рассмотреть более 450 обращений.
В основном обращения предпринимателей связаны со сферой земельно-имущественных отношений, проведением проверок и нарушении договоров. Большой объем вопросов, согласно материалам доклада Нагуманова, касается работы исполкомов и глав муниципальных образований - 30%. В этом списке лидируют администрации Казани и Набережных Челнов.
25% жалоб поступают на действия территориальных управлений контрольно-надзорных органов. Кроме того, представители бизнеса сообщают о неправомерных действиях других предпринимателей и банков, доля таких жалоб составляет 15%.
"В таких ситуациях мы даем необходимые консультации. Несмотря на то, что уполномоченный не может участвовать в спорах хозяйствующих субъектов, мы очень активно развиваем институт медиации, который в 2018 году нами активно применялся", - сообщил депутатам бизнес-омбудсмен РТ.
Уголовные дела
60 жалоб касались уголовных разбирательств. Аппарат Нагуманова рассмотрел 41, остальные были перенесены на 2019 год. Представители бизнеса жалуются на уголовное преследование, классификацию их действий в соответствии с уголовным законодательством, заключение под стражу. В ряде случаев аппарату бизнес-омбудсмена удалось прекратить преследование.
"Работа с такими обращениями - очень сложный процесс, требующий вовлечения экспертов и представителей общественности. Самостоятельно нашим юристам не всегда удается разобраться во всех хитросплетениях", - сказал Нагуманов.
Он заявил, что для более эффективного решения проблем предпринимателей был создан центр общественных процедур "Бизнес против коррупции", который специализируется на защите предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.
"Одной из главных проблем уголовного преследования бизнеса остается 159 статья УК РФ "О мошенничестве", по которой привлекают предпринимателей, не выполнивших, например, обязательства договора. Большинство дел сегодня проходят не по "предпринимательской" части 5 и 7 статьи 159, а в целом по общей статье", - заявил Нагуманов.
По его словам, это осложняет защиту бизнеса и повышает процент ареста представителей бизнеса. В то же время депутат Рафил Нугуманов спросил, готов ли аппарат омбудсмена инициировать изменения в законодательство России, которые позволят избежать таких ситуаций.
"Инициатива неоднократно Борисом Титовым, федеральным уполномоченным, выносилась. К сожалению, пока конкретной поддержки не нашло. Я думаю, если мы сможем приложиться к этому вместе с вами, у нас что-то получится", - ответил омбудсмен.
Проверки
Нагуманов заявил, что контролирующие органы должны не только проверять и наказывать бизнесменов, но и обучать и консультировать. Для инспекторов МЧС, Роспотребнадзора, Госалкогольинспекции и Федеральной налоговой службы были проведены специальные тренинги, в ходе которых попытались ответить, почему инструменты профилактики не всегда эффективны.
"Палочная система перечеркивает возможность применения любой профилактики. В некоторых органах есть такая форма, что инспектор обязан проводить 30 так называемых "эффективных" проверок в месяц. Эффективность здесь означает найденное нарушение и штраф для бизнеса. Чем больше нарушений, тем качественней работа контролера и выше его премия", - сказал он.
Нагуманов добавил, что государственные органы в ряде случаев игнорируют механизм электронного документооборота, запрашивая у бизнеса документы, которые уже есть в распоряжении других госорганов. Еще одна проблема, поднятая омбудсменом, - профессиональные жалобщики: многие госорганы "говорят, что они завалены жалобами по одним и тем же вопросам".
Депутат от фракции КПРФ Александр Комиссаров заявил, что зачастую обилие штрафов, выписанных одному предпринимателю, приводят к судебным искам и банкротству. Он поинтересовался, что делается омбудсменом для того, чтобы избежать таких последствий. Нагуманов заявил, что "путь здесь только один" - профилактика.
"Речь идет только о профессиональных жалобщиках, с которыми мы периодически сталкиваемся, это люди, которые, к сожалению, иногда представляют их (предпринимателей - Inkazan) конкурентов, начинают писать бесконечное количество жалоб - лишь бы добиться материального вознаграждения либо помешать развитию бизнеса", - сказал Нагуманов.
Он добавил, что сегодня за это фактически не предусмотрена ответственность. "Не только бизнес должен нести ответственность за все", - заявил бизнес-омбудсмен.
В то же время депутат Айдар Шамилов заявил, что в то время как бизнес сообщает о давлении со стороны контролирующих органов, избиратели на приеме у депутата жалуются на работу самого бизнеса. Например, на алкомаркеты и бары, работающие по ночам. По словам парламентария, "правдивость избирателей достигает 35%-40%".
Существует и несогласованность в рамках трактования законодательства, в том числе локальных актов. Инспекторы, опасаясь санкций, часто отказываются от применений профилактики, сказал Нагуманов. 55% представителей бизнеса в то же время совершают нарушения, потому что не знают норм и не могут предотвратить их.
Однако количество выписанных предупреждений, выданных территориальными органами, выросло на 76%. Значительная часть принадлежит прокуратуре. По словам Нагуманова, муниципалитеты на 46% сократили число проверок - до 1 684.