Posted 3 апреля 2019, 14:15
Published 3 апреля 2019, 14:15
Modified 20 августа, 15:09
Updated 20 августа, 15:09
В столице Татарстана существовала муниципальная программа «Развитие и повышение уровня благоустройства территории Казани», рассчитанная на 2016-2018 годы. Согласно тексту документа, за это время на благоустройство выделили около 6,8 млрд рублей.
В документе указано, что «несмотря на значительные объемы проводимых работ по ремонту дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов, для Казани они недостаточны». Так, межремонтный срок эксплуатации асфальтового покрытия составляет 5-7 лет, а значит каждый год нужно ремонтировать не менее 4,5 млн кв.м дорог. Фактически обновляют 1,5 млн кв.м.
В пресс-службе мэрии города заявили, что впоследствии была утверждена программа «Благоустройство территории Казани на 2019-2021 годы», финансируемая республикой. Работы идут в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», который финансирует федеральный центр. Заказчик - подведомственное минтрансу РТ ГКУ «Главтатдортранс».
«Основными критериями выбора дворов для включения в соответствующую программу являются износ дворовой территории, количество проживающих в доме (группе домов), проведенный капитальный ремонта дома и инженерных коммуникаций на дворовой территории, возможность объединения дворов в ландшафтно-территориальный комплекс», - заявили в мэрии.
В приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» входит пункт благоустройства дворов. До 2024 года на реализацию программы направят 300 млрд рублей. В Татарстане на эти цели выделяют миллиарды рублей. В 2019 году на благоустройство 296 дворов Казани выделен 1 млрд рублей.
Глава комитета внешнего благоустройства исполкома Казани Игорь Куляжев заявил, что это позволит создать 5 тысяч дополнительных парковочных мест, которых городу не хватает. В прошлом году под эту программу попали 143 двора. Капремонт предполагает как озеленение, установку малых архитектурных форм, так и ремонт асфальтового покрытия.
На сайте мэрии Казани есть раздел «Капремонт», в котором можно посмотреть, где в этом году пройдут работы по благоустройству. Не везде предполагается полный комплекс мероприятий. Так, у дома по улице Абсалямова, 39 планируют отремонтировать только тротуара, у дома по адресу Бутлерова, 20 – только проезд до здания.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) ведет проект «Карта убитых дорог», в рамках которого пользователи отмечают проезды, требующие ремонта. Согласно представленным данным, в Вахитовском районе он осуществляется, однако север Ново-Савиновского и Авиастроительный районы, как и многие другие территории, не отличаются качеством дорожного покрытия.
«Надо повернуть внимание в городе от стадионов и дворцов ко дворам. Это заботит жителя – то, что он каждый день видит, та инфраструктура, с которой он каждый день сталкивается. Но, как мы видим, муниципальная власть предпочитает собирать очки на пафосных проектах, а не на том, что действительно заботит жителей», - заявил Inkazan депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев.
Не все горожане замечают улучшение состояния дорог, а некоторым приходится бороться не только за качество, но и за безопасность дворовых проездов. В декабре прошлого года Даниль М. опубликовал заявку в системе «Народный контроль» с просьбой установить во дворе по улице Серова, 4 искусственные неровности – ее поддержали шесть человек.
«Дорога примыкает к забору детского садика. Родители ведут детей по проезжей части», - написал автор заявки. По его словам, это не первое обращение. «В заявке от 05.06.2018 г. №2284028 вам писали об опасности детям во дворе дома. Вы отписались и закрыли заявку. 30.11.2018 попал под машину ребенок из второго подъезда», - заявил Даниль М.
Спустя 10 дней исполком заявил, что согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений принадлежит земельный участок. Для установки «лежачих полицейских» нужно провести собрание собственников, оформить протокол, прописав расходы, и передать бумагу управляющей компании (УК).
«Дорога примыкает к забору детского садика. Родители ведут детей по проезжей части. ГОСТом предусмотрена необходимость установки искусственных неровностей возле образовательных учреждений. Вы обязаны установить искусственные неровности за счет бюджета. Где экспертное заключение ГИБДД?», - написал в ответ Даниль М.
До марта 2019-го заявку пересылали между исполкомом Казани, администрацией Кировского и Московского районов и минтрансом РТ. 25 марта городская администрация сообщила, что направила письмо в ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Московского района» о необходимости проведения собрания собственников.
Результаты будут опубликованы до 14 июня, сообщили в мэрии. До этого времени дети, выходящие на прогулку или идущие с родителями в детский сад, будут находиться в опасности. Автор жалобы заявил, что будет писать обращение на имя главы РТ Рустама Минниханова, отчаявшись получить отклик от городских властей.
«Здесь же они говорят, что у них нет таких полномочий. На самом деле, у меня давно сложилось впечатление, что им это просто неинтересно. Дворы им неинтересны», - заявил Прокофьев Inkazan.
Так как придомовая территория принадлежит собственникам квартир, платить за ее благоустройство должны они же. Бумага с собрания собственников поступает УК, организация решает, достаточно ли у нее денег, чтобы выполнить работы. Недостающую часть доплачивают собственники. Исключение делается для дворов, вошедших в программу благоустройства.
Схема, предполагающая собрание собственников жилья в большинстве случаев нерабочая хотя бы потому, что не все они проживают в своих квартирах и вообще в Казани. Многие соседи не общаются между собой.
«Когда надо навязать домоуправляющую компанию, то почему-то муниципалитет активничает, помогает собирать людей. Потому что надо обеспечить сбор денег с людей фактически. А здесь они ничем не могут помочь», - заявил Прокофьев. Inkazan направил запрос в мэрию с просьбой сообщить, помогают ли власти в сборе жильцов.
В мэрии сообщили, что стандартами при благоустройстве дворов является участие жителей во всех его этапах. Чаще всего проекты и планы согласовывают управляющие компании и старшие по дому, однако при возникновении спорных моментов подключаются представители администрации района или комитета благоустройства исполкома Казани.
По словам Прокофьева, эту проблему можно решать на местах, даже при существующих нормах федерального законодательства. «Мы можем вспомнить, как они ввели норму штрафовать за парковку во дворах. Почему-то этим они озаботились, изменили региональное законодательство. Почему-то здесь у них хватило инициативы и воли, и они ввели эти штрафы», - сказал он.
Речь идет о штрафах за парковку на зеленой зоне – в 2018 году в Казани зафиксировали почти 38 тысяч таких нарушений. Во дворах города не хватает парковочных мест, причем как на территориях советской планировки, так и в современных новостройках. Депутаты Госсовета РТ и Казгордумы признают наличие проблемы, но связывают ее с лобби строительного бизнеса.