Обновление автопарка
В октябре 2018 года в рамках государственной программы «Расширение использования природного газа в качестве газомоторного топлива» казанские перевозчики закупили 134 газомоторных автобуса. На покупку из бюджета республики выделена субсидия — 290 млн рублей. Стоимость одного автобуса — 8,7 млн рублей.
На сайте мэрии города указано, что софинансирование на приобретение одного «Нефаза» составляет 3 млн и 2 млн рублей — на покупку «Лотоса». Эта часть суммы была использована в качестве первоначального взноса при закупке автобусов в лизинг, дальше перевозчики обязаны платить по 160 тысяч в месяц за 1 автобус.
Автопарк обновили МУП «ПАТП-2», МУП «ПАТП-4», ООО «КПАП-7» и ООО «Республиканский автовокзал», ООО «Байлык № 3», ИП Умарова С. М., ООО «Агромир». Эти предприятия обслуживают 81% городских автобусных маршрутов, перевозящих 147 млн пассажиров в год.
Оказалось, что в новых машинах слишком много неполадок. Каждое транспортное предприятие составляло письмо со списком «нерешенных проблем», которые необходимо исправить. Претензии отправили в «Нефаз», но, по словам перевозчиков, никаких мер принято не было. В новых машинах стало больше электроники, а вместе с тем и проблем.
«В новых автобусах электроника — мозг автобуса, прикреплена ко днищу машины на улице. Но в наших погодных условиях это неправильно, здесь снег, лужи, ямы — провода обрываются, случается замыкание. А если один провод порвался, то приходится менять всю систему. Мы давно просим у завода добавить два метра провода и пустить его по обшивке салона, но нет, нас никто не слышит», — заявил первый замдиректора ООО «Байлык № 3», депутат Госсовета РТ Руслан Юсупов.
В списке недочетов выделено 10 таких пунктов, среди которых и заклинивание тормозов, и перерасход газа, и нерешенный вопрос отопления в салоне. А самое опасное, что в новых машинах провода обтираются об кузов — в любой момент автобус может загореться.
«По коробке нет вопросов — она немецкая, по двигателю нет вопросов — он или американский, или китайский, по ходовой нет вопросов — она немецкая. Есть вопросы по кузову и по сборке, потому что она „рукожопная“ — наша», — пояснил Юсупов.
На «Камазе» в ответ на обвинения заявили, что информация полностью не соответствует действительности.
«У нас все автобусы на ходу, они имеют GPS маяки, и мы каждый день мониторим, сколько автобусов выходит на линию и смотрим как они передвигаются. Все нарекания, которые возникают у эксплуатантов, мы оперативно решаем. Наши бригады выезжают и ремонтируют их, часто бывает, что поломки случаются не по нашей вине, а по вине перевозчиков», — рассказал Inkazan пресс-секретарь «Камаза» Олег Афанасьев.
Горящие автобусы
По мнению перевозчиков, показательным случаем стал пожар в декабре 2018, когда автобус загорелся, стоя в боксе. Предприятие ООО «Агромир» получило новые машины 13 октября, треть из них сразу оказались неисправными и не вышли на линию. В сервисном центре они простояли 13 дней. 26 октября машины вернулись в автопарк. В этот же день в них сгорел замененный блок.
1 декабря в автобусе происходит замыкание электропроводки, сгорает тот же блок, автобус возвращается из сервиса 7 декабря. 8 числа он не выезжает на маршрут. В нем случается замыкание — автобус загорается, а вместе с ним гараж, склад, крыша соседнего здания, мойка, а там и второй автобус вместе с погрузчиком, позже пламя перекинулось на двухэтажный офис.
По факту возгорания было возбуждено уголовное дело. Следователь назначил судебную экспертизу, которая установила, что «технической причиной возгорания автобуса в ремонтном боксе явилось тепловое проявление электротока в следствии аварийной работы электрооборудования».
А в заключении отметил, что «низкое качество „сборки“, контроля качества способствовали возникновению пожара в автобусе». На «Камазе» провели свою, независимую экспертизу, по результатам которой ФГБУ СЭУ ФПС Испытательная пожарная лаборатория по РТ установила, что очаг пожара образовался внутри бытового помещения, расположенного рядом с газовым автобусом НЕФАЗ-57.40.5299. Об этом сообщил Афанасьев.
«Завод нам поставил некачественный товар. Новая модель — это недоработанная машина. У меня простой по гарантийным случаям ремонта за 4 месяца составил 168 машинных смен из 16 автобусов. Убытков на 4 миллиона. Основная причина поломок — это непродуманные конструкции автобуса, плохое отопление, идет деформация кузова, не открываются двери, постоянно срабатывает датчик АБС.
Сейчас сервисные компании пытаются на месте что-то доработать, но у них не получается. За 4 месяца даже печки не сделали. Завод выпустили машину, совсем не ту, которую мы ожидали. Весь Камаз об этом знает, весь завод об этом знает, но никаких мер не принимают», — рассказал директор ООО «Агромир», Владимир Капитонов.
На прошлой неделе в Казани на проспекте Ямашева во время движения загорелся пассажирский автобус, который двигался по 33 маршруту. Выяснилось, что у транспортного средства загорелся двигательный отсек. 40 пассажиров и водитель успели выйти. Однако Афанасьев заявил, что этот автобус — дизельный, а выпущен был в 2012 году. При этом у «Камаза» он не обслуживался более пяти лет.
Досудебные разбирательства
Сегодня перевозчики пытаются решить проблему мирным путем: идут досудебные разбирательства. Письмо со списком неисправностей и претензиями отправили генеральному директору «Нефаз», в «Камаз», и поставщикам — ООО «Автобусный-центр столица».
На досудебную претензию в «Нефазе» ответили, что «ПАО „Нефаз“, ознакомившись с досудебной претензией… о возмещении вреда, причиненного имуществу ООО „Байлык№ 3“, считает требования, изложенные в досудебной претензии, неподлежащими удовлетворению. Согласно ст. 1079 ГК РФ, за вред, причиненный источником повышенной опасности, несет ответственность ее владелец. ПАО „Нефаз“ владельцем автобуса „Нефаз“ 5299 не является» — ответил главный юрист компании.
«Нам предлагают возместить ущерб за сгоревший автобус, и на этом все, но мы не согласны. Эти автобусы опасны, они в любой момент могут загореться вместе с пассажирами, я не хочу нести ответственность за это и сидеть в тюрьме. Сейчас я как директор транспортного предприятия должен либо эти автобусы поставить в гараж, либо в салонах крупными буквами написать: „Пассажиры, будьте внимательны, автобус может загореться, прыгайте в окно“. Или просить пассажиров возить с собой огнетушитель — на всякий случай», — рассказал Юсупов.
Юристы перевозчиков подготавливают документы для дальнейшей передачи в суд. В «Камазе» также заявили, что компания стремится решить это дело в рамках законодательства и готова разбирать его в суде.
«Виноваты во всем окажутся перевозчики. Сейчас нам дали некачественные автобусы, они сломаны, «Нефаз» нас не слышит, «Камаз» нас не слышит, лизинг нам не приостановили. Мы кричали: поднимите нам проезд, мы улучшим вам сферу обслуживания, купим новые автобусы, интервал у нас будет 10 минут. Что мы получили?
Мы купили автобусы, они горят, другие выехать не могут, стоят на техническом обслуживании у завода, завод ничего не делает. И сейчас мы должны с трибун сказать, а сделайте нам проезд 35 рублей. Нас спросят, вы улучшите нам расписание — нет, мы просто должны платить лизинг за те автобусы, которые сгорели и стоят. Нас за такую позицию вилами заколют», — сказал Юсупов.
«У меня китайские автобусы 2012 года до сих пор работают, их просто сейчас нельзя поставить на маршрут, но к ним нет вопросов. А эти не продержались и полгода. Сейчас у „Нефаза“ большой госконтракт с Москвой на 600 автобусов, им не до наших пассажиров. Если они согласятся, что автобус некачественный и это дойдет до руководства Москвы, то пропадет контракт на 18 миллиардов. Но у нас нет альтернативы», — считает Юсупов.
На официальном сайте «Нефаза» есть информация о трёхлетнем контракте, заключённом между ПАО «Камаз» и ГУП «Мосгортранс». Он предусматривает поставку 596 ед. рестайлинговых низкопольных автобусов НЕФАЗ 52.40.5299. Первые 40 автобусов «Камаз» передала Москве в конце 2018 года. В 2019 году компания должна поставить 372 «Нефаза» и ещё 184 ед. — в 2020 году.