Из-за вынужденных эвакуаций предприятий после начала ВОВ в республике становилось все больше фабрик и заводов сменивших производство гражданской продукции на военную.
Так, в первый год войны верховные власти СССР решили переправить Ленинградский государственный оптико-механический завод на площадку менее крупного, но схожего по производству, казанского предприятия.
За два месяца в столицу Татарстана переправили 7 эшелонов со станками и оставшимися деталями, также в город были перевезены 1 294 рабочих из Ленинграда вместе со своими семьями. Хотя на новом заводе было установлено всего 1 292 станка, уже через пару месяцев на фронт отправили 5 тысяч биноклей, сделанных из привезенных деталей. В начале зимы на заводе стали производить прицелы для минометов и танков. Уже в 1942 году на КОМЗ стали выпускать артиллерийский прицел «Панорама Герца», необходимый для наземной артиллерии и наземных установок залпового огня.
Первый в союзе подвесной конвейер для сборки биноклей также появился в Татарстане в годы войны. Это помогло в разы ускорить массовое производство. Всего за четыре года войны рабочие завода смогли сделать и отправить на фронт 700 тысяч биноклей. В эти годы на заводе сделали 30 тысяч прицелов для различных видов оружия.
На сегодняшний день Казанский оптико-механический завод - одно главных предприятий оптико-механической промышленности страны. На заводе производят перископы, наблюдательные приборы, фоторегистраторы, бинокли, лазерные дальномеры и приборы ночного видения.
Эвакуация в начале войны была настолько массовой, что только в первый месяц для перевозки людей и оборудования использовали половину вагонного парка всего Советского Союза.
Одним из заводов, перевезенных в Казань из Москвы в 1941 году стал Государственный союзный завод №230 авиационной промышленности СССР. Его эвакуировали на территорию Казанского ветеринарного института.
В Казань отправили 624 единицы техники, оставшиеся детали почти на 2 млн рублей, все запасы материалов. На работу на новом заводе выехали 1 369 человек с семьями. Эвакуацию планировали продолжить, но в октябре железнодорожные вагоны перестали использовать для этих целей: многое оборудование осталось в столице, не смогли приехать сотни работников завода и десятки инженеров.
Те специалисты, которые прибыли в Казань, заключили, что здание бывшего института непригодно для промышленного производства - его необходимо полностью перепланировать. Эвакуация сильно изменила условия жизни татарстанцев, многие семьи приняли к себе большое количество беженцев и эвакуированных. Так как рабочих на заводе не хватало, новыми кадрами стали бывшие школьники и женщины.
Несмотря на все эти сложности, после первого года работы на заводе производили уже столько же продукции, сколько на прежней базе в Москве. Объем производства рос с каждым годом, и к 1943 году он увеличился в 3,5 раза.
Сегодня «Электроприбор» - один из главных заводов России, который занимает авиастроением. На нем разрабатывают детали для самолетов, системы для воздушных судов, автопилоты и спецтехнику.
Промышленный потенциал республики стал одним из факторов для эвакуации на территорию Татарстана крупных заводов схожих по направленности производства с местными предприятиями. Так, на базу открывшегося в 1932 году завода «№ 124 имени Серго Орджоникидзе», в ноябре 1941 года эвакуировали Московский завод № 22 им. С. П. Горбунова.
Вместе с предприятием эвакуировали и работников заводов. Так в 1942 году в Казань прибыло 226 тысяч человек, среди которых были и выдающиеся инженеры. Одним из таких эвакуированных стал инженер конструкторского бюро Владимир Петляков.
Совмещенный завод пришлось полностью перевооружать. Для нормальной работы не хватало технических сооружений, поэтому на предприятии создали новые цеха. Переломным в развитии завода оказался 1942 год, именно тогда количество продукции завода в восемь раз превысило ее объем по сравнению с довоенным периодом. Предприятие стало кузницей по выпуску пикирующих бомбардировщиков Пе-2. За годы войны здесь было выпущено 10 тысяч боевых самолетов, что сделало «пешку» самым массовым бомбардировщиком советского производства. Своих максимальных объемов выпуска продукции завод достиг под конец войны. Эти самолеты перестали выпускать уже через год после окончания войны.
Сегодня Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова стал единственным предприятием в стране, которое выпускает стратегические бомбардировщики последнего поколения. Он продолжает развиваться и разрабатывать новые технологии, среди которых самолет особой дальности Ту-214. К лету 2019 года на базе завода планируют создать первый опытный образец глубоко модернизированного стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М — «Белый лебедь. Это одна из наиболее мощных боевых машин. Один такой самолет может стоить до 150 млн евро.
Небольшой завод обозных деталей №169 был основан в Казани в 1940 году, на его территории в мирное время производились изделия гужевого транспорта, в годы войны здесь разместилось оборудование Ленинградского авиационного завода №38.
За два летних месяца эшелоны со всем оборудованием привезли из Ленинграда в Казань. Уже спустя неделю в новом помещении были установлены все станки, а еще через неделю рабочие завода начали изготавливать самолет У-2. До войны в народе машину называли «кукурузником», так как на нем обрабатывались сельскохозяйственные угодья, но уже с первых дней сражений на нем стали вывозить раненых бойцов с передовых линий.
Поначалу У-2 не был боевой машиной, но за полгода войны его переоборудовали в легкомоторный бомбардировщик. На заводе продолжилось его массовое производство, с казанского предприятия вылетел практически каждый 10 боевой самолет.
После войны заводу пришлось снова переквалифицироваться с производства военной продукции на гражданскую. За первые пять послевоенных лет предприятие изготовило 9 тысяч самоходных комбайнов С-4.
К выпуску летной техники КВЗ вернулся в 1951 году, тогда на базе завода стали изготавливать вертолеты Ми-1, ставшие первой серийной винтокрылой техникой в Союзе. Чуть позже на заводе появился Ми-4, ставший первым экспортируемым вертолетом в стране.
Свое нынешнее название «Казанский вертолетный завод» получил только в 1966 году. После распада СССР на предприятии появился вертолет «Ансат» — пока что это единственный вертолет спроектированный в современной России. За всю историю существования КВЗ выпустил больше 12 тысяч вертолетов, а в 2007 году предприятие вошло в холдинг «Вертолеты России».
Массовая эвакуация позволила сохранить экономическую базу страны, что стало одним из факторов, позволивших победить в войне. В ее годы в Татарстане огромное развитие получила тяжелая промышленность, валовая продукция республики увеличилась в два раза. Новые промышленные центры появились не только в Казани, но и в других городах республики.
Ленинградский завод №379 Наркомата авиационной промышленности СССР был также перевезен в Казань. Его эвакуировали в столицу республики вместе с работниками завода во второй месяц ВОВ и разместили на территории бывшего ликеро-водочного завода.
За две недели рабочие сами демонтировали старое оборудование, переделали помещения, непригодные для производства военной техники, и наладили производство продукции. На заводе начинают изготавливать сложную продукцию для ВМФ, среди которой прицелы и стабилизаторы для подлодок и катеров. Только за один год работы объем производимой продукции увеличился в шесть раз.
Так как на предприятии не хватало профессиональных работников, их заменяли женщины и подростки, прошедшие специальные курсы лекций от ленинградских специалистов. Чтобы выполнять государственные заказы, им приходилось работать по 12-14 часов без выходных.
После войны на производстве продолжили выпускать всю необходимую аппаратуру для ВМФ. В 1950 году начинается производство гражданских товаров - сетевых транзисторов «Рондо» для прослушивания пластинок, стереосистем «Сонет».
Сегодня на Казанском электротехническом заводе продолжают изготавливать радиоэлектронные приборы для кораблей и системы опознавания как для министерства обороны РФ, так и для продажи за границу. Кроме специализированной военной продукции, там изготавливаются металлодетекторы «Дозор», которые используются на всех крупных мероприятиях.
С приходом войны верховные власти СССР принимают решение об эвакуации Воронежского завода №16 в Казань, на территорию завода №27. Вместе со всем оборудованием в столицу Татарстана приехали и восемь тысяч рабочих.
Объединение заводов позволило добиться более высоких результатов и решить задачи, поставленные верховным правительством Советского Союза. Сразу же после объединения начинается поточное производство авиационных моторов ВК-105 для самолета Пе-2. Каждые 50 минут с конвейера сходил готовый двигатель, который отправлялся на фронт. Рабочие завода за 4 года войны смогли изготовить 16 тысяч моторов.
Несмотря на нехватку работников, завод год от года увеличивал количество выпускаемой продукции. Чтобы поддерживать такой строгий план рабочим приходилось трудиться по 20-22 часов в сутки. Опоздание на 20 минут считалось прогулом, его приравнивали к дезертирству и наказывали месяцем тюрьмы.
Через месяц после окончания войны завод был награжден орденом Ленина за выполнение правительственных задач.
Сегодня на газотурбинных двигателях, изготовленных на заводе КМПО, функционирует более 30% газового транспорта России. Завод участвует в государственной программе по выпуску автобусов «Нефаз» и выпускает сельхозпродукцию.
В период ВОВ предприятия легкой промышленности Татарстана каждый день могли одеть полк и обуть дивизию своей продукцией. Казанская обувная фабрика «Спартак», основанная в 1916 году, в первый год войны объединяется с Гомельской обувной фабрикой «Труд», которая была эвакуирована в Казань. На казанское предприятие из белорусского Гомеля привозят все станки и всех работников.
Предприятие переквалифицировалось под выпуск военной обуви, а с новыми станками мощность фабрики увеличилась. Теперь в сутки с конвейеров завода уходило по восемь тысяч пар обуви. За год фабрика «Спартак» отправляла на фронт миллион меховых унт и солдатских сапог. Кроме того, что рабочие фабрики помогали фронту своим трудом, они отдавали свои зарплаты на производство танков и самолетов.
После войны модельный цех обуви был переделан, фабрика стала автоматизированной.
В 2016 году руководство фабрики «Спартак» хотело инициировать банкротство после введения временной администрации в ПАО «Татфондбанк». Годом позже прибыль фабрики составила всего 69 тысяч рублей, а в 2018 году ОАО «Спартак» обанкротился. Общая сумма требований кредиторов составила более 3 млрд рублей.