Posted 10 июня 2019, 16:43
Published 10 июня 2019, 16:43
Modified 12 сентября 2022, 03:32
Updated 12 сентября 2022, 03:32
По словам Менделевича, только в Татарстане услуги оказывают сотни сторонников народной медицины, однако разрешения имеют максимум 10 человек. При этом они продают лекарства на основе трав, влияние которых на организм неизвестно. При этом ни минздрав, ни другие органы власти не изучают рынок целителей.
По мнению коллеги Менделевича, депутата Госдумы от Татарстана Айрата Фаррахова, если на какую-то тему есть социальный запрос, и она не урегулирована, то это может привести к большому количеству ошибок, когда недобросовестные люди, представляясь целителями, оказывают населению медицинские услуги.
«Может оказаться, что действительно больной человек, который нуждается в экстренном вмешательстве, обращаясь к недобросовестным людям затянет время. И это закончится печально. Если сегодня граждане обращаются к таким людям и есть социальный запрос на эту тему, то важно найти рычаги, как этим управлять. Нельзя сказать, что сегодня законодательство отсутствует, но возможно, что необходима более детальная регулировка», — считает он.
По мнению Фаррахова, метод ограничений и запретов неэффективен. Он напомнил слова Салтыкова-Щедрина о том, что «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Депутат считает, что если речь идет о сфере охраны здоровья, то регулированием этой деятельности должен заниматься минздрав.
Сами народные целители тоже не против вмешательства в народную медицину со стороны государства, но заявляют, что ее регламентация должна быть разумной и учитывать как позицию академической медицины, так и традиционный опыт врачевания.
Знахарь, профессор народной медицины Виталий Головин заявил Inkazan, что уже назрела необходимость создания образовательного учреждения, где было бы возможно обучение основам физиологии и тем методам, которые преподаются сейчас в Институте Восточной медицины в Москве. По его мнению, эти направления необходимо объединить и создать полноценное образовательное учреждение.
«Работа в направлении создания университета национальной традиционной медицины велась именно в Казани. Так как столица Татарстана все-таки перекресток дорог, там есть врачевания Урала и врачевания Поволжья. Надеюсь, институт все же будет создан», — сказал Головин.
По его словам, сегодня в Москве есть Национальный образовательный центр, учебное заведение, которое имеет государственную лицензию на подготовку специалистов народной медицины. Но там нет полноценного длительного обучения — только курсы.
«Эту практику необходимо расширить и дополнить, и сделать полноценную полномасштабную образовательную программу с использованием современных образовательных технологий», — считает знахарь.
Сегодня в России проживают всего 69 специалистов со званием профессоров народной медицины.
«В советское время целителей можно было по пальцам пересчитать. Эта категория людей есть, они могут целить. Раньше их колдунами называли, где-то были бабки, которые лечили ранки. Но сегодня разгар этих целителей, идет зарабатывание бешеных денег. Конечно, нужен контроль и со стороны общественности, и со стороны медиков. Они же очень много вреда наносят, ведь люди уходят в мир иной. А есть те, к которым люди ходят, которые вреда не нанесут, они даже работают бесплатно», — заявил Рафил Нугуманов, депутат Госсовета РТ.
«У нас уже есть статья, которая регулирует народную медицину. Согласно ей, каждый народный целитель, который хочет официально практиковать работу, должен получить в минздраве региона разрешение на занятия народной медициной. Такой процесс у вас происходит и разрешения эти выдаются», — говорит Владимир Егоров, президент Национальной Ассоциации специалистов народной медицины и оздоровительных практик.
Inkazan направил запрос в минздрав РТ с просьбой прокомментировать инициативу Менделевича. На момент публикации ответ не поступил.
По мнению Егорова, статья 6.2 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за незаконное занятие народной медициной. Так как наказание уже есть, а люди продолжают заниматься «врачеванием» без лицензии, то это уже недоработка правоохранительных органов.
В Татарстане деятельность подобных целителей и знахарей регулируется приказом министерства здравоохранения от 2013 года «Об утверждении Порядка занятия народной медициной и выдачи разрешения на занятие народной медициной на территории Республики Татарстан».
Как указано в документе, заниматься народной медициной в республике могут «лица, обладающие профессиональными знаниями и опытом практической деятельности в области народной медицины, подтвержденными представлением медицинской профессиональной некоммерческой организации, имеющие разрешение на занятие народной медициной, выданное министерством».
В приказе отмечается, что даже если диплома медика у знахаря нет, то он может лечить людей под контролем врача и применять только разрешенные методы народной медицины. Впрочем, занятие народной медициной без разрешения влечет лишь штраф от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Также, согласно приказу, знахарям запрещено проводить сеансы массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации. Видимо, в памяти до сих пор живы сеансы Анатолия Кашпировского, когда люди массово заряжали банки с водой от экранов телевизора.
Порой в Татарстане шарлатанство лекарей приводило к более тяжелым последствиям, чем просто невыполненные обещания. Так, в Набережных Челнах экстрасенс проводил сеансы с неизлечимыми больными, обещая им скорейшее выздоровление. В 2013 году его приговорили к 3 годам в исправительной колонии и штрафу в 450 тысяч рублей.
Но пока общество решает, как регулировать домашнюю медицину, два китайских университета намерены открыть в Казани клиники традиционной китайской медицины, инвестируя в создание международного медицинского кластера. С Индией республика будет сотрудничать в вопросах развития в республике традиционной системы индийской медицины — Аюрведы, когда при лечении используются растения, минералы, цвета, мантры, заговоры и медитации.