Проблема, что Тимур Дмитриевич очень инициативный: 5 лет омбудсмена Нагуманова

26 июня 2019, 11:41
На этой неделе теперь уже экс-бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов стал и.о. главы Альметьевского района республики. Inkazan вспомнил основные вехи его работы и собрал мнения экспертов о ее результате.

Тимур Нагуманов – сын экс-министра финансов РТ Дмитрия Нагуманова – родился в Казани в 1983 году. Он окончил Казанский государственный финансово-экономический институт, учился в Московской школе управления «Сколково». С 2007 года он работал в частных структурах, тесно связанных с подконтрольными ныне находящемуся под следствием Роберту Мусину «Татфондбанком» и агрохолдингом «Золотой колос».

В 2007 году за несколько месяцев Нагуманов поднялся с замруководителя исполкома Дрожжановского района до главы района. Быстрый карьерный рост предвещал, что в будущем он может получить министерский портфель или возглавить крупный район Татарстана. В 2013 году Нагуманова назначили бизнес-омбудсменом при главе РТ. Чиновник входит в «Кадровый резерв», созданный по инициативе президента России.

В июне Нагуманов покорил Эльбрус, и, похоже, теперь готов занять кресло главы Альметьевского района. На этой неделе он возглавил нефтяной край с приставкой и.о. Хотя Нагуманов должен был оставаться уполномоченным еще четыре года: в августе 2018 года срок его полномочий продлили на пять лет. В районе он сменил Айрата Хайруллина, перешедшего на пост министра информатизации и связи РТ.

«Здесь должна развиваться экономика, бизнес, а также главная сила республики — компания «Татнефть». Нужно сделать все, чтобы альметьевцы гордились тем, что живут здесь и вместе куют экономическое процветание всего Татарстана», — заявил Нагуманов, комментируя свое назначение. Высказывание экс-омбудсмена фактически дискредитировало работу его предшественника.

«Район прикольный в том плане, что там есть деньги. Проблема в том, что Тимур Дмитриевич очень инициативный, ему прямо нравится что-то новое внедрять. Когда его поставили в Дрожжановский район, была проблема, что в районе денег нет и ничего нового там сделать нельзя. А сейчас он получает возможность в Альметьевске сделать даже больше, чем хотел», - заявил Inkazan представитель бизнеса, гендиректор агентства AVT Азамат Сабиров.

С 2013 года в центре внимания Нагуманова были вопросы административного давления на бизнес и уголовного преследования предпринимателей. В этом году Татарстан оказался на 6 месте российского антирейтинга по уголовному преследованию представителей бизнеса. По инициативе Нагуманова в Татарстане запустили формат «Бизнес и власть», в рамках которого омбудсмен ездил по районам и общался с предпринимателями.

С 2017 года аппарат уполномоченного составляет рейтинг делового климата в муниципалитетах, который формируется на основе опроса представителей бизнеса. Все эти годы Нагуманов был единственным из трех работающих в Татарстане омбудсменов с приставкой «при главе РТ» Рустаме Минниханове, фактически являясь его человеком.

Опрошенные Inkazan эксперты, комментируя итоги работы Нагуманова, упоминали этот рейтинг как одно из самых значимых достижений теперь уже экс-омбудсмена. Это единственный в России случай, когда занимающий этот пост человек может оценивать работу региональной элиты. Впрочем, методика составления такого списка вызывала вопросы как СМИ, так и его участников.

В первый год создания рейтинга не обошлось без проблем. Глава Лениногорского района – аутсейдера в представленном списке - Рягат Хусаинов раскритиковал работу Нагуманова. Он заявил, что при составлении отчетности надо ездить и смотреть положение дел, а не звонить людям по телефону. Тогда же лидером рейтинга объявили Тюлячинский район, ставший эпицентром конфликта с участием самого бизнес-омбудсмена.

Местные предприниматели пожаловались Нагуманову, что компания, связанная с исполкомом района, несколько лет не расплачивается за стройматериалы, поставленные для возведения объектов по республиканским программам. Через полтора месяца после разговора Тюлячи оказались в лидерах рейтинга деловой активности. Это вызвало возмущение представителей бизнеса, однако они продолжили просить Нагуманова решить проблему.

Не дождавшись ответа от омбудсмена и отчаявшись, бизнесмены попытались пробиться через оцепление к приехавшему в Тюлячи тогда еще полпреду президента РФ в ПФО Михаилу Бабичу. Позднее они написали ему письмо, обращение было направлено и Минниханову. Спустя всего неделю глава исполкома Тюлячинского района Рустям Нуруллин покинул должность, на него завели уголовное дело. Проблема с выплатами начала решаться, но, как заявили сами бизнесмены, не Нагуманов стал решающим фактором.

Это не единственный случай, когда предприниматели не смогли понять, занимался ли омбудсмен вообще их проблемой. Впрочем, мнения относительно работы Нагуманова полярно противоположные. «Будучи омбудсменом (Нагуманов – Inkazan) очень помог очень многим бизнесменам. Я могу сказать, что многие, кто критикуют его, не знают о том, что он реально выручил многих бизнесменов в сложных ситуациях», - заявил Сабиров.

По инициативе Нагуманова в Татарстане регулярно проводятся заседания Совета по предпринимательству при главе РТ. Неоднократно звучали заявления о том, что выступающих на них бизнесменов отбирают специально. Глава Татарстана Рустам Минниханов в 2016 году в шутку засомневался насчет допущенных к микрофону представителей бизнеса: «Молодой – и на первом ряду, значит, с Тимуром в корешах».

Теперь Нагуманов фактически занял должность, от представителей которой ему, как омбудсмену, приходилось защищать предпринимателей. Например, в конце прошлого года малый и средний бизнес пожаловался, что мэрия Набережных Челнов выдавливает их с рынка. Тогда еще омбудсмен Нагуманов заявил, что власти города не умеют работать с предпринимателями, предпочитая «устаревшие административные меры давления».

Неизвестно, как сам Нагуманов будет работать в этом направлении на новой должности. Ранее он заявлял, что в рядах самих предпринимателей тоже нечисто. В марте 2019 года он рассказал о «профессиональных жалобщиках», которые пишут обращения «лишь бы добиться материального вознаграждения либо помешать развитию бизнеса». Ему предстоит выстроить отношения не только с предпринимателями, но и с «Татнефтью», которая не приемлет резкой критики.

Доцент факультета политологии МГУ Максим Вилисов заявил Inkazan, что назначение Нагуманова может быть частью политики продвижения молодых технократов. Бизнес-омбудсмен является коммуникатором, его основное преимущество заключается в широте связей и понимании взаимодействия государства и предпринимателей. Вилисов считает, что такой опыт может быть полезен Нагуманову, но не на занимаемой должности - регуляторных полномочий на местном уровне не так много. А те, что есть, связанные с распределением недвижимости, земли, чрезвычайно сложны.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев заявил Inkazan, что сегодня все регионы в той или иной мере испытывают трудности с пополнением бюджета, с долговой нагрузкой. Несмотря на то, что положение Татарстана в этом плане лучше, чем в среднем по стране, назначение «на наиболее важный участок человека с большим опытом — это в какой-то степени гарантия того, что ситуация будет развиваться лучше».

Пока Нагуманов руководит районом с приставкой и.о., являясь кандидатурой, рекомендованной руководством республики. Главой муниципалитета может стать депутат местного совета. В единый день голосования в сентябре этого года Нагуманову предстоит пройти процедуру выборов в депутаты. После этого народные избранники Альметьевского района должны проголосовать за его назначение на должность главы муниципалитета.

Назначая Нагуманова и.о. главы района, республиканские власти фактически не оставили муниципальным депутатам права самостоятельного выбора. Аналогичная процедура проводилась во всех районах Татарстана. Еще не было случая, чтобы местные народные избранники не отдали свои голоса за назначенного Казанью кандидата, что убивает зачатки демократии в муниципалитетах.

После ухода Хайруллина с этой должности в СМИ и Telegram-каналах обсуждались возможные претенденты на его кресло. Тот факт, что Нагуманов покинул пост бизнес-омбудсмена, такой живой дискуссии не вызывает. Ранее ряд опрошенных Inkazan экспертов назвал институт уполномоченных «фейком», что объясняет подобную реакцию со стороны общества, да и скандальной эту должность не назовешь.

Все шесть лет работы Нагуманов умело обходил стороной громкие ситуации, отточив этот навык почти до совершенства. Так, в августе прошлого года он между делом предрек бизнесу Татарстана падение, тем самым обезопасив себя от нападок и критики со стороны руководства. Например, по поводу того, что Татарстан не вошел даже в топ-10 по числу занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

Председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев не стал озвучивать фамилии возможных претендентов на должность бизнес-омбудсмена РТ. Он уклончиво сообщил, что это место должен занять тот человек, который знает механизмы управления, умеет работать с федеральным центром и отстаивать свою позицию. «Здесь сложные критерии. Но я думаю, республика кадрами богата и президент правильно определится», — сказал он.

В то же время представитель бизнеса Сабиров заявил, что «было бы прикольно, если бы поставили Айдара Булатова». В течение трех лет он работал в минэкономики РТ, является ресторатором, главой «Фабрики предпринимательства», на сайте которой Булатов подписан как «венчурный инвестор, бизнес-ангел, бизнес-тренер, доктор экономических наук». Сабиров сказал, что ему интересно, смог бы Булатов отстаивать интересы бизнеса.

В отличие от Нагуманова, он не понаслышке знает, что такое быть предпринимателем. Однако назвать его опыт в этой сфере однозначно успешным сложно. Сам Булатов заявил Inkazan, что не получал предложения занять должность уполномоченного. В то же время он назвал Нагуманова «самым эффективным бизнес-омбудсменом России».

#Политика #Бизнес #Эксклюзив #Новости #Рустам Минниханов #Татнефть #Казань #Альметьевск #Альметьевский район #Айрат Хайруллин #Тимур Нагуманов #Бизнесмены
Подпишитесь