Posted 27 июня 2019, 14:40

Published 27 июня 2019, 14:40

Modified 17 сентября 2022, 16:10

Updated 17 сентября 2022, 16:10

Куда уходят мэры: повышение или уголовное преследование

27 июня 2019, 14:40
Комитет гражданских инициатив опубликовал исследование об особенностях ротации корпуса мэров в стране за последние 11 лет. 15% градоначальников попали под уголовное преследование. Причина кроется как в конфликте элит, так и в давлении на мэров, считают исследователи.

Куда уходят мэры?

40% градоначальников занимают свой пост от 1 до 3 лет – меньше «стандартного» срока полномочий. Из всех 359 мэров 109 городов, попавших в исследование, 263 уже покинули свои посты. Причина такого решения известна в 226 случаях. В основном это переход на более высокий региональный уровень – 21%. На втором месте – уголовное преследование (15%).

«В 13% случаев дело было прекращено, в 26% дело еще не завершено, в 62% дело дошло до суда (причем половина осужденных получила условный срок, а половина – реальный)», - заявляют исследователи. В ряде случаев причиной преследования стала эффективная борьба с коррупцией, отдельные ситуации имели признаки внутриэлитных конфликтов и давления на градоначальников.

При этом на повышение в основном идут мэры, отобранные в рамках конкурса. Избранные более независимые чиновники подвергаются уголовному преследованию. А также переизбираются или уходят в федеральное правительство представителями от республики – в обмен на освобождение должности градоначальника.

«Уголовному преследованию чаще подвергаются при действующем губернаторе, а не при сменившемся. Повышают чаще при стабильном губернаторе. Избирают чаще при сменившемся», - гласит исследование. Ряд уголовных дел в отношении мэров может быть связан с пристальным вниманием правоохранительных органов к уходящему главе региона.

Мэры российских городов – кто они?

За 11 лет в России стало больше сити-менеджеров – тех, кто руководит местной администрацией, не являясь главой муниципального образования. Сегодня они составляют 39% от общего числа мэров. Такие кадры, как правило, связаны с региональными властями и позволяют влиять на градоуправление. От данной модели постепенно отказываются, заявляют исследователи.

Если сити-менеджер назначается на предусмотренный контрактом срок, то главу муниципалитета выбирает либо население, либо городская Дума – из своего состава или из предложенных кандидатов. Если в 2008 году 73% мэров заняли посты по результатам прямых выборов, то в 2019-м их число сократилось до 12%.

Эксперты связывают это с потребностью в мэрах-политиках, которые могут вести диалог с обществом в условиях нарастающей протестной активности. При этом «система выстроена таким образом, что мэр в большей мере зависит от характера отношений с губернатором, чем от удовлетворенности жителей ситуацией в городе», заявляют они.

Это сокращает возможности влияния жителей на самый близкий для них уровень власти.

62% российских мэров родились в период с 1964 по 1984 годы, 36% - с 1944-го по 1963-й. В среднем градоначальником становятся в 46-48 лет.

35% мэров работают по принципу «где родился, там и пригодился». 28% получили образование в других городах, а затем вернулись в родное поселение. 12% возглавили города, в которые приехали учиться. Остальные родились в одном месте, получили образование в другом, а возглавили третье.

При этом все мэры, которые рассматривались исследователями, имеют высшее образование, 44% - два и больше. В основном это технические специальности. Впрочем, стало больше мэров-юристов. А вот число градоначальников с ученой степенью сократилось до 17%.

Стало меньше мэров, которые пришли на эту должность из депутатского корпуса. Больше шансов стать градоначальником получили те, кто уже имел опыт публично-политической деятельности. В то же время число региональных чиновников, севших в кресло главы муниципалитета, выросло на 12%, муниципальных – на 10%.

Подпишитесь