Posted 29 июня 2019, 06:39
Published 29 июня 2019, 06:39
Modified 29 сентября 2023, 09:01
Updated 29 сентября 2023, 09:01
В 1996 году у «Рубина» появился логотип, который в дальнейшем назвали «родным». Его разработал казанский художник В.Петров. Эмблема представляла из себя щит, на котором есть надпись «РУБИН», стилизованное изображение Зиланта в центре. По окружности нанесен флаг Татарстана и надпись «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ. КАЗАНЬ. 1958».
Впоследствии именно с этим логотипом клуб вышел сначала в Первую лигу, а потом — в Премьер-лигу. В 2008 году «Рубин» впервые в своей истории стал чемпионом России, а в следующем году повторил успех в национальном чемпионате, закрепив это успешным выступлением в Лиге чемпионов.
Всего с этой эмблемой клуб завоевал четыре трофея — помимо двух чемпионств, это Суперкубок России 2010 года и Кубок страны в 2012 году. В 2003 и 2010 годах клуб стал бронзовым призером чемпионата России, в 2009 году дошел до финала национального кубка. Также в 2010 году «Рубин» завоевал Кубок Содружества.
В 2011 году «Рубин» по поручению тогдашнего президента клуба Дмитрия Самаренкина начал работу по разработке новой эмблемы. Спустя девять месяцев «родилась» калька с логотипов лондонского «Арсенала», а также национальных сборных Израиля и Ирландии. При этом для определения новой эмблемы был проведен конкурс, а по словам главы пресс-службы «Рубина» Максима Лопухова инициатива о смене эмблемы шла от болельщиков.
Сам логотип получился пустоватым — по центру щита был нанесен Зилант, выше располагалась надпись на английском «FOOTBALL CLUB RUBIN», а снизу было название города «KAZAN» и год основания клуба — 1958. «Основным критерием при разработке нового логотипа являлось сохранение преемственности с многолетней историей эмблемы „Рубина“, — говорилось в сообщении пресс-службы команды.
В целом фанаты неплохо приняли новую эмблему, хоть и не забывали шутить про то, что она похожа на другие. Первый же матч с новым логотипом принес последний на данный момент трофей «Рубина» — Суперкубок России 2012 года. Также с этой эмблемой клуб дошел до четвертьфинала Лиги Европы — лучший результат в истории «Рубина». Несмотря на то, что в чемпионате клуб стал лишь шестым, сезон был признан в целом успешным.
Через полгода после презентации новой эмблемы в руководстве «Рубина» снова задумались о ребрендинге. На этот раз решили дать работу миланской компании «Interbrand». В результате дизайнеры отказались от щита — теперь традиционный Зилант был расположен на круге из рубиновых оттенков, напоминающих одноименный камень. Снизу была подпись «РУБИН КАЗАНЬ», а сверху — год основания клуба.
Авторы логотипа делали акцент на том, что знаменитый дракон теперь более отчетливо смотрит на запад, так как «команда совершенствуется, развивается». Также это связали с успехами команды в европейских турнирах. Своей задачей итальянцы назвали создание символа «Рубина», в котором «отражалась бы его история, будущее, и настоящее».
Однако новая эмблема не прижилась среди фанатов. Болельщики стали требовать вернуть «родной» логотип и уволить советника президента «Рубина» Марию Климову, которая отвечала за маркетинг и смену эмблемы. При этом претензии к Климовой не кончались одним только логотипом — фанаты были недовольны сайтом клуба, билетной программой и рекламой.
Саму эмблему болельщики «Рубина» называли «тарелкой с борщом», в которой были «петух» или «курица». И, если Климову уволили менее чем через год после ребрендинга, с логотипом фанатом пришлось жить еще два года. Но борьба не прекращалась — на фан-сектор клуба не пускали в форме с этой эмблемой или просто заклеивали ее стикерами.
Известный болельщик «Рубина» Gizmo отмечал сложность восприятия «петушиного» логотипа: «Во-первых, нет связи с предыдущими нашими эмблемами, с прошлым „Рубина“. Во-вторых, есть дракон с герба города. Когда фокус-группы говорили про то, что он нужен на эмблеме, я думаю, они имели в виду символическое его изображение, как на прошлых эмблемах, а не полное копирование с герба города. В-третьих, сложный фон».
С результатами клуба в это время все также было не слишком радужно. В сезон 2013/14 «Рубин» смог выйти из группы Лиги Европы, но в первом же раунде плей-офф уступил испанскому «Бетису», который тогда был аутсайдером Ла Лиги. В следующий раз казанцы играли в еврокубках в сезоне 2015/16, когда не смогли преодолеть групповой этап второго по значимости турнира Европы. В чемпионате России результаты тоже особо не радовали — 9, 5 и 10 места.
После очередной смены руководства в 2015 году президентом «Рубина» стал мэр Казани Ильсур Метшин. Градоначальник почти сразу начал говорить о будущих изменениях в клубе, в том числе о смене эмблемы, которую многие так не любили. Новый логотип разрабатывали казанская компания Sellout Sport System и казанский арт-директор Артем Ермолаев.
В пресс-службе клуба отмечали, что нынешний логотип сочетает в себе «первую историческую эмблему команды», эмблему 1996-го года и «классический футбольный мяч» времен конца 1950-х годов. Этот логотип также был преемником всеми любимой «родной» эмблемы. «Голова дракона стала более агрессивной, а направление крыльев и хвоста теперь совпадают», — отмечали в «Рубине».
Также на этом логотипе был сделан удобный для чтения шрифт. Одновременно с этим был презентован паттерн в виде чешуи дракона Зиланта. Получилось, что форма чешуи совпала с формой щита эмблемы, также данный паттерн использовался на форме, фирменной атрибутике, билетах и абонементах.
Несмотря на некоторые мрачные прогнозы, новый логотип «зашел» большинству фанатов. Почти тут же все забыли про «петушиную» эмблему и стали раскупать атрибутику клуба. Эти три года к логотипу «Рубина» было меньше всего вопросов, хотя выступления команды не радовали — 9, 10 и 11 места соответственно.
Возможно, новый логотип больше на удачу. За три сезона с нынешней эмблемой клуб не добился значимых результатов, несмотря на возвращение Курбана Бердыева и приглашение многомиллионных легионеров. Руководство «Рубина» в лице АО «ТАИФ» задумалось о смене логотипа еще весной 2018 года, однако тогда от идеи было решено отказаться. Как показало время, всего на один год.
Официально о смене эмблемы должны объявить в начале июля, тогда же пройдет презентация новой формы. Новый логотип будет менее округлым, в нем не будет зеленого цвета, а зилант будет смотреть не вверх, а прямо. Также будет изменен шрифт. Остается гадать, как скажется новая эмблема на выступлении команды Романа Шаронова. И продержится ли новый логотип дольше трех лет.