Posted 5 июля 2019,, 14:49

Published 5 июля 2019,, 14:49

Modified 12 сентября 2022,, 15:12

Updated 12 сентября 2022,, 15:12

В Татарстане лишь 30% воспитательных программ ссузов соответствуют нормам

5 июля 2019, 14:49
В Казани прошла очередная секция республиканского августовского совещания работников образования и науки, где обсудили систему среднего профессионального образования Татарстана. Эксперты заявили о необходимости избежать «лишних профессий» и раскритиковали воспитательные программы учреждений.

Перед основным совещанием первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов напомнил, что 2019 год объявлен годом рабочем профессий. Этим летом в Татарстане пройдет Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, на проведение которого регион получил 9,5 млрд рублей. 6,6 млрд региону выделили на реализацию мероприятий по нацпроектам в системе образования в 2019-2021 годы.

«Для системы профессионального образования прошедший и предстоящие годы будут знаковыми», - сказал он. В то же время замминистра заявил, что в республике остается текущая проблема с кадрами. Она заключается не в нехватке преподавателей, а в их переподготовке. Программа обучения студентов сегодня изменяется быстрее, чем учителя повышают квалификацию. Однако процесс должен успевать за тем, что происходит на рынке труда.

Ранее минтруд РФ представил топ-50 профессий, которые будут востребованы на рынке труда. Сейчас в 95 ссузах Татарстана можно получить только 24 из них. В следующем году их число вырастет до 28. Динар Шакиров, начальник управления инвестиционной и инновационной деятельности министерства экономики РТ, заявил, что агентством стратегических инициатив и школой управления «Сколково» разработан атлас новых профессий.

В него включены перспективные профессии на ближайшие 20 лет. Он заявил, что кадры нужно готовить на опережение. По его словам, внедрению инновационных технологий в скором времени будут подвержены все отрасли. «Стоящая перед нами сверхзадача – избежать появления класса лишних профессий, которые будут невостребованными в условиях цифровой экономики», - сказал Шакиров.

На Совете по предпринимательству при главе РТ министр сельского хозяйства Татарстана Марат Ахметов озвучил потребность в новых компетенциях на селе. «Мои коллеги по другим направлениям отрасли должны тоже посмотреть на село с точки зрения своей компетенции… На селе есть необходимость и в других видах услуг, которые есть в городе», — заявил он. По словам Поминова, сегодня люди воспринимают работу на селе как что-то традиционное.

«Но это не совсем так. Там требуется очень много инновационных профессий», - сообщил он. Слова Поминова подтвердила и директор по персоналу Казанского авиационного завода имени Горбунова Мария Сивко. Она отметила: несмотря на то, что завод находится на техническом подъеме, ему все равно нужны специалисты, которые смогут работать как на старых станках, так и на новом оборудовании.

«Колледжи должны выпускать универсальных специалистов, которые еще помнят прошлое, но уже ногой в будущем», - сказала Сивко. По ее словам, работодатели хотят видеть у бывших студентов не только базовые знания. Им важно, чтобы выпускник мог их применять в абсолютно разных условиях. «Для нас базовое знание – это все виды клепки, но при этом человек должен уметь клепать внутри самолета, в узких отсеках и в сложнодоступных местах», - сказала она.

Перед выступлением Эльвиры Митрофановой, директора Центра развития профессионального образования, с докладом о формировании системы профессионального воспитания студентов Поминов сказал: «Вы знаете, что эта проблема сегодня актуальна как никогда. У нас в течение учебного года были различные инциденты, связанные, наверное, с нашими недоработками и недочетами. В предстоящем учебном году этому направлению работы мы должны уделять самое пристальное внимание».

Митрофанова заявила, что сегодня реальная практика реализации образовательных программ не соответствует требованиям. «Как правило в профессиональных образовательных организациях только процесс обучения ориентирован на достижение результатов, а процесс воспитания в колледжах и техникумах фактически не способствует обеспечению качества профессионального образования», - сказала она.

По ее словам, проанализированные программы лишь на 30% соответствуют заданным качественным показателям. Причем более половины программ воспитательной работы оценены как «плохие» или «очень плохие». Работа большинства колледжей является не системной деятельностью с четко определенными целями и задачами, а лишь набором несвязанных между собой мероприятий, ориентированных на традиционные праздничные даты.

Митрофанова добавила, что внедрение проектного подхода к организации воспитательной деятельности вызывает затруднение у руководящих и педагогических работников. А порой и полное неприятие или нежелание что-либо менять.

«Человеческий капитал – это основа реализуемой нами Стратегии 2030. Поэтому от того, как мы выстроим систему подготовки специалистов по требованию экономики, будет зависеть дальнейшая конкурентоспособность республики», - заявил Шакиров.

Он добавил, что необходимо обеспечить «глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира» по его качеству. На сегодняшний день эксперты оценивают положение страны по-разному, но, как правило, она не оказывается выше 25 места в международном рейтинге.

"