Перечень требований был опубликован в группе «Крановщики Казани» и направлен стройкомпаниям города. Там же сказано, что для предотвращения остановки кранов застройщикам нужно связаться с членами профсоюза до 8:00 24 июля, и указано несколько их номеров. До утра среды с крановщиками не связался ни один казанский застройщик.
«Никто не пытался решать вопросы сами по себе. Все пытались „смикшировать“ ситуацию в ноль», — заявил Inkazan представитель профсоюза МПРА в Казани Юрий Шарипов. В среду утром остановились краны на стройках ЖК «Салават Купере», ЖК «Мой ритм» застройщика «Ак Барс Недвижимость», на стройплощадках по улицам Бондаренко и Короленко.
По словам Шарипова, в результате работы лишились минимум четыре человека. «Кого-то уволили, кому-то сказали: „Вам пропуск аннулирован на стройку“, что, по сути, является замаскированным увольнением», — заявил он. Всего рабочие выдвинули девять требований к руководителям строительных компаний.
Первое касается наведения порядка в сфере безопасности труда и соблюдения санитарных норм и правил. В опубликованном ранее посте «Будни крановщика в Казани» сказано, что рабочие в нарушение закона должны начинать день без плана работ — таких документов на стройках просто не существует. А значит, за все возможные аварии отвечает крановщик.
Шарипов, который в данный момент работает на кране на строительстве полилингвальной школы на улице Бондаренко, заявил Inkazan, что 98% кранов не приняты Ростехнадзором — нет подтверждающих это записей. Безопасность их эксплуатации весьма сомнительна.
Крановщики заявляют, что каждые 50 минут работы необходимо дать машине 10 минут на остывание механизмов. Этого времени не выделяется, что может привести к поломке и обрушению машины. Рабочие утверждают, что после завершения работы на объекте краны ремонтируют, однако это не исключает общий износ машины.
Второе требование — о соблюдении трудового законодательства: заключении официальных договоров и найме квалифицированных сотрудников. Так, авторы публикации утверждают, что на площадках нет квалифицированных стропальщиков — людей, курирующих работу кранов с земли, — вместо них работают «люди с улицы».
«Иногда люди без квалификации работают даже не стропальщиками, а крановщиками. На одном из крупнейших объектов, недалеко от Советской площади, за рычагами сидит работник, патент которого гласит, что он приехал в качестве продавца продовольственных товаров», — сказано в одном из постов группы.
Люди требуют обеспечения прав, прописанных в Трудовом кодексе и повышения зарплат. «Стоимость 1 часа моей работы по договору равна 150 рублям, поэтому стандартная смена длится 12-16 часов, ведь иначе моей зарплаты не хватит на содержание семьи. Бывали случаи, когда мои знакомые крановщики работали двое с половиной суток без сна и отдыха», — пишут они.
Крановщики указывают, что переработки ведут к переутомляемости, которая, в свою очередь может стать причиной несчастных случаев. Еще одно требование рабочих касается обязательного страхования жизни и здоровья машинистов башенного крана. А также включения их в программу социальной ипотеки — люди, которые строят дома, зачастую не имеют своих квартир.
Завершает перечень требование обеспечить полномочным органам возможность проверять, как исполняются достигнутые между строительной компанией и рабочими договоренности. В предыдущем посте указано, что рабочие написали заявление в полицию, однако сотрудника МВД не пустили на территорию стройки.
«Только так можно начать строить объекты, в которые будет не страшно зайти. Вот только в этом случае все упирается в компанию-застройщика, которая максимально экономит на квалификации рабочих, зарплатах строителей и даже безопасности и жизни людей. Захотят ли эти граждане поступиться прибылью ради соблюдения необходимых правил и норм?», — пишут рабочие.
Шарипов заявил Inkazan, что МПРА обращалось за помощью к Профсоюзу работников строительства и промышленности строительных материалов РФ в республике «в районе Нового года». «Там нам заявили, что по стройкам они не работают, а их основной профиль — заводы и комбинаты, где есть устойчивый коллектив», — рассказал он.
Зампредседателя ТРО Профсоюза строителей Наталья Кирилова подтвердила Inkazan факт встречи с крановщиками, которые на тот момент не являлись представителями МПРА. По ее словам, они были готовы создать первичную профсоюзную организацию, но сочли для себя неприемлемым войти в состав Профсоюза строителей.
Кирилова опровергла заявление Шарипова, сообщив, что организация защищает права всех членов профсоюза, работающих в сфере строительства и промышленности строительных материалов.
В пресс-службе минстроя РТ, напротив, заявили, что обращения от МПРА в министерство не поступало. «Мы полностью согласны и поддерживаем требование крановщиков в части обеспечения порядка в сфере безопасности труда и исправности оборудования, полного и всестороннего соблюдения норм Трудового кодекса РФ», — заявили в пресс-службе.
По данным министерства, сегодня строительные компании, за исключением «Ак Таша», «Евростиля», ПСО «Казань» и ряда других, не имеют собственных кранов и арендуют их у специализированных организаций. Те, в свою очередь, заключают договоры с машинистами кранов, обеспечивают условия их труда и оплачивают его.
В Казани стоимость месяца аренды башенного крана начинается от 350 тысяч рублей. В эту сумму входит только оплата рабочих часов — 1,5 тысячи рублей. В то же время участники рынка заявляют, что стоимость аренды может доходить до 500 тысяч в месяц. Отдельно может оплачиваться транспортировка и сборка крана.
Накануне стало известно, что прокуратура РТ по поручению руководителя надзорного ведомства Илдуса Нафикова проверит предоставленную крановщиками информацию на предмет нарушения трудового законодательства. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования.