Posted 1 августа 2019, 13:53

Published 1 августа 2019, 13:53

Modified 17 сентября 2022, 16:15

Updated 17 сентября 2022, 16:15

Публичные цели: справляется ли минздрав РТ с задачами от населения?

1 августа 2019, 13:53
В Татарстане реализуется пилотный проект по публичному формированию задач для минздрава РТ. Жители республики поставили перед министерством более 20 целей. Пул экспертов сократил их число до семи.

1. Кадровый дефицит: остается

Задача: Увеличить долю укомплектованности поликлиник врачами (при коэффициенте совместительства 1,2) с 81,0 до 83,0%

Нехватка кадров – одна из самых масштабных проблем республиканского минздрава. Татарстан имеет самую низкую в ПФО общую обеспеченность врачами: в некоторых районах не хватает 69% специалистов. Федеральный центр поставил перед республикой задачу повысить укомплектованность медучреждений до 95% к 2024 году.

В Татарстане существует ряд программ по предоставлению компенсационных выплат, грантов, соципотеки. Реализуется и программа целевого обучения. Ранее Садыков заявлял, что работает она не так, как хотелось бы – многие выпускники не стремятся возвращаться в районы, откуда приехали на учебу. Теперь 5-летняя отработка в первичном звене станет обязательной.

По словам депутата Госдумы РФ от РТ Айрата Фаррахова, проблема кадрового дефицита стоит перед большинством стран. Общее старение населения увеличивает спрос на медицинскую помощь, увеличивая нагрузку на врачей. При этом важно проводить реформы и проводить работу с врачами – не всем из них нравятся происходящие изменения.

Зарплата врачей - один из показателей нацпроекта, о достижении которого отчитывается Татарстан. Премьер-министр РТ Алексей Песошин, выступая перед депутатами Госсовета, заявлял, что врачи с высшим образованием в среднем получают 64,2 тысячи, средний медперсонал - 32,2 тысячи, младший - 31,9 тысячи. Даже у парламентариев эти цифры вызвали сомнение.

В октябре 2018 года аналогичную цифру привел Садыков. Ранее экс-глава минздрава Вафин сообщал о средней зарплате в 16 тысяч. Судя по всему, новый глава минздрава совершил экономическое чудо. По итогам первого полугодия укомплектованность медучреждений составила 82,0% при плановом значении 82,1%: трудоустроены всего 24 врача.

Депутат Госдумы РФ от РТ Борис Менделевич заявил, что при 100%-ной укомплектованности больниц снизится и нагрузка на врачей, и зарплаты. «Сейчас средняя заработная плата – это сумма, которую получает медработник за 1,5 ставки, а иногда 2 и более. Готовы ли все врачи уйти на меньшую заработную плату и при этом работать на одну ставку?! Я не уверен», - сказал он.

2. Удовлетворенность качеством медуслуг: низкая

Задача: Повысить удовлетворенность населения качеством предоставления медицинских услуг в поликлиниках на 1,7%

Жалобы на работу медицинских учреждений стали бичом минздрава РТ. В республике был запущен проект «Дружелюбная поликлиника», в результате чего в 2017 году удовлетворенность населения качеством медуслуг повысили всего до 30%. По данным Татарстанстата показатель составил 57,46%.

«Ожидания людей значительно выше, чем мы думаем. И они, к сожалению, обоснованы», - заявил тогда глава РТ Рустам Минниханов, отчитав теперь уже экс-министра здравоохранения региона Аделя Вафина за низкие показатели. Татарстанстат сообщил, что в 2018 году уровень удовлетворенности населения качеством медуслуг вырос до 58,2%.

Тогда же в Татарстане сменился глава министерства. В начале текущего года Минниханов сообщил, что число жалоб увеличилось на 46%. Садыков признал наличие проблемы. В мае этого года минздрав пообещал научить медсестер 103 медорганизаций думать по примеру японских автозаводов в рамках нового проекта «Бережливая поликлиника».

«Дружелюбный» проект не привел к ожидаемому росту показателей. Отчитываясь об исполнении цели за первый квартал этого года, министерство только анонсировало грядущие изменения. Данные 2017 года продемонстрировали, что данные министерства и Татарстанстата показывают значительные расхождения. Какой из показателей необходимо увеличить на 1,7% непонятно.

Какие меры предпримет министерство - до сих пор не ясно. В то же время, как ранее заявлял Минниханов, недовольство населения приводи к падению авторитета власти. Это подтвердили татарстанцы, в конце 2018 года пожаловавшись на работу поликлиник словами «Чиновники нас не любят».

«На мой личный взгляд, проблема в сервисе, а не в медицинской помощи. Лечим, мы не хуже, чем в среднем по миру, а иногда и даже лучше, но страдают так называемые «сервисные услуги» – это очереди в поликлиниках, отсутствие логистики», - заявил Inkazan Менделевич.

По его словам, для решения подобных проблем нужно «установить четкие правила игры с трех сторон». Например, когда государство выделяет деньги на определенный объем бесплатных услуг, которые будут предоставлены в срок и по регламенту. «Да, возможно, она не в тех объемах, как хотелось бы, но она гарантирована и оказывается», - сказал депутат.

3. Ожидание приема: две недели

Задача: Обеспечить срок ожидания врача-специалиста при оказании плановой амбулаторной помощи – не более 14 календарных дней

Как до, так и после появления в Татарстане электронной записи к специалистам, жители региона жаловались на невозможность попасть на прием. Ожидание визита к специалисту могло растянуться на недели, а в некоторых случаях и месяцы. За это Минниханов неоднократно критиковал минздрав.

В октябре прошлого года минсвязи РТ объявило, что ограничит возможность электронной записи. Виноватыми оказались сами жители: по утверждению министерства, от 15% до 17% от общего числа записей являются фейковыми – люди просто не приходят в назначенное время. Теперь в таком случае человек не сможет повторно получить электронный талон в ближайшие дни.

«Проблема, на мой взгляд, в том, что зачастую решение о необходимости попасть к узкому специалисту и пройти серьезное обследование принимается самим пациентом, хотя мы должны понимать, что эту необходимость должен определять только врач», - заявил Inkazan Менделевич, добавив, что население слабо знает свои права и обязанности в сфере здравоохранения.

Зачастую в поликлиниках образуется очередь из пациентов, пришедших по записи. Предполагается, что на прием одного человека специалисту потребуется порядка 15 минут, фактически это занимает гораздо больше времени.

Минздрав пошел по проторенной дороге, вспомнив проект «Бережливая поликлиника». Уже по данным за I квартал «анализ ведущих клиник республики показал, что в настоящее время срок ожидания врача-специалиста при оказании плановой амбулаторной помощи составляет не более 14 календарных дней».

Впрочем, по итогам первого полугодия данные были скорректированы. «Имеются единичные случаи превышения установленных сроков ожидания (свыше 14 дней). Вместе с тем в рамках реализации национальных проектов планируется обеспечить достижение данного показателя», - заявили в министерстве.

4. Оборудование для поликлиник: меньше финансирования

Задача: Обеспечить обновление оборудования детских поликлиник с 5% до 20%

В I квартале министерство отчиталось, что часть оборудования – более 291 единиц – для 44 поликлиник была приобретена еще в конце 2018 года. В 2019-м эта статья расходов была включена в нацпроект, который предполагает полное оснащение 50 детских медучреждений в течение трех лет.

В феврале этого года региональное и федеральное министерства подписали соглашения о предоставлении субсидии. Всего на оснащение оборудованием планировали направить 330 млн рублей, из них 185 млн – из бюджета страны. В тот момент велась подготовка документов для закупки техники, реализовать проект планировали до сентября текущего года.

Ко II кварталу сумма финансирования составила уже 320 млн, при этом сумма федеральных вложений не изменилась. 98 единиц техники планируют закупить теперь уже до конца текущего года.

«Оснащенность поликлиники – это начиная от столов, заканчивая игровыми местами для детишек, столами для пеленания. То есть не только высокотехнологичное оборудование. Я думаю, что очень много оборудования, которое носит технический характер», -заявил Inkazan Фаррахов.

5. Доступность УЗИ: не увеличилась

Задача: Увеличить доступность использования УЗИ – аппаратов с 68% до 70%, сократив сроки ожидания планового обследования до 14 дней

По данным за I квартал, в Татарстане было 720 аппаратов ультразвуковой диагностики (УЗИ). В 2018 году средняя нагрузка на один прибор выросла на 4,8% - он проводил более 5,5 тысячи исследований. Эффективность использования – 69,8%. Тогда минздрав сообщал, что планирует купить еще 19 единиц.

На конец первого полугодия в медучреждениях республики остались все те же 720 аппаратов. Работа по приобретению дополнительных устройств до сих пор ведется, а их число увеличилось с 19 до 22. Впрочем, есть и положительные моменты: использовать приборы стали эффективнее – этот показатель достиг 88,8% при той же загрузке.

6. Раннее выявление онкозаболеваний: в 60,3% случаев

Задача: Увеличить долю выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях (I-II стадии) с 59,5% до 60,3%

В Татарстане есть проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», рассчитанный на 2018-2024 годы. Итоги первого года подвел полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров осенью прошлого года, назвав статистку по онкологии «самыми большими показателями роста в округе» при «серьезных вложениях в здравоохранение и закупку оборудования».

«Я хотел бы выставить акценты. Первое: заболеваемость раком растет. Второе: рак «молодеет». И третье: рак - это не приговор», - заявил министр здравоохранения РТ Марат Садыков в феврале этого года. На тот момент в республике на учете в онкодиспансере стояли 110 тысяч человек, из них 8,2 тысячи – дети.

Программа предполагает создание девять центров амбулаторной онкологической помощи в районах Татарстана. В феврале этого года республиканское и федеральное министерства подписали соглашение о предоставлении 491,5 млн рублей субсидии на покупку оборудования. В I квартале минздрав готовил документацию для проведения торгов.

По итогам первого полугодия, минздрав отчитался о достигнутом показателе раннего выявления онкозаболеваний. Было обнаружено на 1,4% больше злокачественных новообразований, чем за аналогичный период 2018-го. Заболеваемость составила 178,39 случаев на 100 тысяч населения – больше на 1,2% . Смертность снизилась на 4,4%.

7. Сокращение младенческой смертности: замедляется

Задача: Сократить младенческую смертность на 4%

Младенческая смертность в Татарстане снижается не первый год: если в 2016 году показатель составлял 6 промилле, то в 2018-м – 4. По словам замминистра здравоохранения РФ Татьяны Яковлевой, регион достиг европейского уровня. Но мог бы достичь и Японского – 2,5 промилле. В 2019-м году регион не запланировал такого показателя.

По итогам I квартала младенческая смертность составила 4,21 на 1000 населения, снизившись на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Данные за пять месяцев хуже: 4,23 на 1 тысячу родившихся живыми, что ниже показателя за аналогичный период 2018 года на 5,6%.

Подпишитесь