Что происходит
В апреле этого года стало известно, что в Татарстане появится еще одна особая экономическая зона (ОЭЗ), получившая название «Алма». Она расположится на 462 га Альметьевского, Лениногорского и Нижнекамского районов. Инвестиции – преимущественно частные - в создание ОЭЗ оценивались в 55 млрд рублей. Якорным резидентом станет ПАО «Татнефть».
По данным на начало августа было заключено соглашение с четырьмя потенциальными инвесторами на сумму более 49 млрд рублей. В Альметьевске планируется разместить производство полипропилена, углепластиков, изделий на основе пенополистирола и выпуск малеинового ангидрида компанией ООО «Малеик».
Компания была зарегистрировала в конце июня в Альметьевске с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Учредителем является ООО «Нефтегазохимический кластер», которое на 90% принадлежит и управляется ООО «Татнефть-актив», на 10% - Рамилю Бакиеву. Директором созданной организации стала Татьяна Андреева.
О том, что завод необходим, в 2012 году говорил глава РТ Рустам Минниханов. Проект не был реализован, несмотря на сведения о соответствующих интересах «Ростеха» и других компаний. Замглавы аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова заявляла Inkazan, что причина в его негативном воздействии на окружающую среду и трудности с подбором персонала.
Чем это грозит
Малеиновый ангидрид – это бесцветные или белые кристаллы с резким запахом. Они применяются для создания синтетических волокон, моющих средств и кислот. Относится к высокоопасным веществам второго класса. Согласно данным из открытых источников, опасное загрязнение воздуха быстро достигается во время испарения вещества при температуре в 20°C.
Оно может образовывать взрывчатые пары с воздухом. Согласно паспорту безопасности, нельзя допускать попадания вещества в стоки, однако причина ограничения не указана. При коротком контакте вещество раздражает глаза, кожу и дыхательные пути. Длительный контакт с малеиновым ангидридом может вызвать дерматит и астму.
Доцент кафедры высокомолекулярных и элементоорганических соединений химического института КФУ Аркадий Курамшин заявил Inkazan, что производство можно назвать безопасным настолько, насколько может быть безопасно производство вообще. По его словам, важно, чтобы такое предприятие располагалось с подветренной стороны от города.
«Для тех, кто непосредственно занят на производстве, малеиновый ангидрид токсичен – исходные вещества при непосредственном контакте тоже не очень полезны», - заявил химик.
Мнение жителей
Жители Альметьевска создали группу «ВКонтакте» «Альметьевск против химзавода». К 21 июля она насчитывала пять тысяч участников. Тогда же ее название изменилось на «Альметьевску нужен химзавод», появились сообщения о пользе строительства предприятия. Пользователи предположили, что администратора подкупили или запугали.
Сегодня группа называется «Альметьевск и Химический завод!» и доказывает необходимость возведения объекта. В комментариях пользователи высказываются против, решая выходить на митинг или уезжать из города. Люди не верят, что власти услышат их мнение: в соответствующем опросе об этом заявили 66,63% из более чем 1 тысячи проголосовавших участников группы.
Три недели назад была опубликована петиция против строительства, адресованная главе Альметьевского района Тимуру Нагуманову, Минниханову и президенту РФ Владимиру Путину. На данный момент ее подписали более 4,4 тысячи человек. Существует отдельная петиция, обращенная к президенту страны. Она набрала более 3,4 тысячи голосов.
Мнение ПАО «Татнефть» и муниципальных властей
Местные СМИ сообщают, что 20 июля с активистами встретился гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов. Он заявил, что производство в части выборов будет намного экологичнее тех, что уже существуют. Для предотвращения аварий на заводе установят специальные датчики, которые остановят производство в случае опасности.
По словам пресс-секретаря ПАО «Татнефть» Айгуль Алпаровой, встреча прошла в положительном русле – с жителями было достигнуто взаимопонимание, они получили информацию по всем вопросам касательно производства. Она заявила, что Маганов при необходимости готов проводить встречи с населением - компания уверена в своих технологиях и бояться ей нечего.
На встрече было сказано, что экологические показатели в городе и районе заметно улучшились. Местные жители с этим не согласились. «И так никакой экологии нет в городе, а тут еще и этот завод! Тут ребенку ясно-понятно, что это пагубно для нашего города и населения! И пусть не врут, что это безопасно, кто так думает - закрыли рты деньгами!», - заявил Inkazan Антон Попов.
Inkazan направил запрос в пресс-службу главы Альметьевского района с просьбой сообщить, обращались ли жители к местным властям, и что было сделано для разрешения проблемы. На момент публикации материала ответ не поступил. В момент, когда споры вокруг строительства завода стали наиболее острыми, в районе сменился глава.
На смену Айрату Хайруллину, ушедшему на должность министра связи РТ, пришел экс-бизнес-омбудсмен республики Тимур Нагуманов. Справляться с нарастающим среди населения напряжением придется ему, однако сделать это будет сложно: в любых вопросах местным властям приходится считаться с «Татнефтью».
Неизвестно, поддержит ли нового назначенца уже сформировавшаяся политическая элита. Однако экологический вопрос стоит остро: ранее прокуратура РТ требовала оборудовать в Альметьевске посты наблюдения за состоянием воздуха, которые почему-то отсутствуют, в то время как жители жалуются на «ужасную вонь в городе».
Помимо прочего, у Нагуманова нет опыта в решении подобных проблем. На должности омбудсмена он выработал тактику абстрагирования от сложных вопросов. Inkazan попытался связаться с самим главой района с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг строительства завода. На момент публикации материала ответа от него не поступило.
Чем это закончится
Общественные слушания по проекту еще не прошли – для того, чтобы дать старт этой процедуре, «Татнефть» должна получить заключение по оценке воздействия предприятия на окружающую среду. По словам Алпаровой, на мероприятии будет присутствовать представитель «Татнефти» и итальянской компании Conser, по чьей технологии будут строить завод.
Изначально объект планировали ввести в эксплуатацию в 2022-2023 годах, однако в июле сроки скорректировали – завод должен заработать на год раньше заявленного срока. Причина проста – в декабре 2018 года ПАО «СИБУР Холдинг» начал строить такое же предприятие по технологии Conser в Тобольске. «Татнефть» намерена опередить конкурентов.
Открытие производства малеинового ангидрида важно с точки зрения импортозамещения. В России есть только одна производственная площадка – на ОАО «Оргсинтез» в Тульской области. Вещество экспортируется, в основном из Китая. В то же время, согласно прогнозам, мировой спрос на малеиновый ангидрид до 2027 года будет расти на 3,5% ежегодно.
«Татнефть» рассчитывает занять эту нишу, в том числе экспортируя вещество. Предполагается, что к 2022 году объем его производства на заводе составит 2,2 млн тонн в год на $3,2 млрд в год. Предприятие расположится на пустующих площадях Миннибаевского газоперерабатывающего завода в 10 км от Альметьевска.
В 2018 году Мильчакова заявляла Inkazan, что государству невыгодно принимать такое непопулярное решение, как строительство столь вредного производства. По ее словам, малеиновый ангидрид было дешевле импортировать из Китая, где «пока на экологию обращают внимание не сильно».