По состоянию на 1 августа, без учета вновь поступивших в Казанском государственном медицинском университете (КГМУ) обучаются 4329 студентов. Вуз получил от абитуриентов 7410 заявлений по всем направлениям. В прошлом году он принял 752 человекf. Для сравнения, в 2010 решили связать свою жизнь с медициной 653 человека.
«Студентов, которым это интересно, которые будут заниматься дополнительно с помощью сайтов, участвовать в конференциях - таких мало сейчас. 15-20% тех, кто интересуется медициной и не боится остаться в медицине с низкими зарплатами, с огромнейшей ответственностью», – заявила Inkazan главный внештатный токсиколог минздрава РТ Алия Насибуллина.
Что касается остальных 80%, то если молодые специалисты приходят в крупные больницы и получают знания от опытных наставников, то в системе здравоохранения остается больше врачей. Сейчас нагрузка на работников данной сферы увеличилась: вчерашним студентам тяжело сразу же освоить всю специальность. Однако понимание приходит с годами, сказала Насибуллина.
В Казани специалистов-медиков готовят и в Казанском федеральном университете (КФУ): в 2012 году на его базе был создан Институт фундаментальной медицины и биологии. В 2013-м году он принял 144 человека. Наиболее популярным направлением стало «Лечебное дело» (50 поступивших). В 2018 году их число увеличилось до 444 человек, 28 из которых – целевики. В этом году количество поданных абитуриентами заявлений составило 3743.
Ректор КГМУ, депутат Госсовета РТ Алексей Созинов заявил Inkazan, что прием в вузы не ограничивается только конкретным регионом: во многом рост числа поступающих связан с расширением географии приема. К примеру, сейчас в КГМУ обучаются студенты из почти 50 субъектов страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья, преимущественно из Индии.
По словам Созинова, на престиж профессии во многом влияют завышенные требования населения к работе врачей, которые в том числе выражаются в СМИ. Еще одним фактором, по его словам, стало отставание роста «материального статуса врача» по сравнению с другими отраслями.
«У нас республика активно развивается – нефтяной бизнес, банковский бизнес, производство, предпринимательство. С этой точки зрения, конечно, мы (врачи – Inkazan) несколько уступаем. Нужна работа и понимание со стороны всех, кто участвует в формировании. Престиж - это общественное явление, которое формируется за счет разных факторов», – сказал ректор КГМУ.
Депутат Госдумы РФ от Татарстана Борис Менделевич признал, что престиж профессии за последние десятилетия существенно упал. По его мнению, в первую очередь это связано с недостаточным финансовым обеспечением медработников.
«У нас врачи, медсестры, младший персонал зарабатывают неприлично мало. Если в целом по размеру средней заработной платы мы отстаём от развитых стран в 2-3 раза, то в медицине – в 5-10 раз. Не секрет, что это оказывает достаточно сильное влияние на престиж. Поэтому талантливые врачи либо уезжают заграницу, либо выбирают иные специальности», – сказал он.
Медик напомнил, что в 90-е до 80% выпускников медвузов, отучившись 7 лет, потратив на это деньги, в том числе и бюджетные, не работали по специальности, а шли в бизнес или продавцами в магазины. Ситуацию были призваны исправить указы президента РФ Владимира Путина, согласно которым к 2018 году зарплаты врачей должны были вырасти на 100-200%.
«Не везде удалось достичь таких показателей, но все же в большинстве случаев – да. Понятно, что статистика не на 100% отражает реальность. Врачи получают данную сумму на 1,5-2, а иногда и более ставки, что тоже говорит о плохом финансовом состоянии нашего здравоохранения», – сказал депутат.
Зарплата врачей - один из показателей нацпроекта, о достижении которого отчитывается Татарстан. Премьер-министр РТ Алексей Песошин, выступая перед депутатами Госсовета, заявлял, что врачи с высшим образованием в среднем получают 64,2 тысячи, средний медперсонал - 32,2 тысячи, младший - 31,9 тысячи. Даже у парламентариев эти цифры вызвали сомнение.
По данным минздрава РТ, в 2018 году общая численность медработников в республике, которые участвуют в реализации программы госгарантий, составляет 49 067 человек, 13 436 из которых - врачи. Министерство включает сюда в том числе и тех специалистов, которые оказывают услуги по системе обязательного медицинского страхования (ОМС) в частных клиниках.
Например, по линии минздрава РТ трудоустроен 12 091 врач, работающий по системе ОМС. Следовательно, в республике сейчас числится не менее 1345 специалистов, осуществляющих практику в частных лечебных заведениях.
6 августа стало известно о том, что в Татарстане, по данным 2018 года, самые низкий показатель в Приволжском федеральном округе (ПФО) по обеспеченности врачами на душу населения. Он составляет 31,2 на 10 тысяч человек. Минздрав РТ с такими данными не согласен. По мнению министерства, показатель составляет 34,5 врачей на 10 тысяч человек, а средний по России – 37,3.
Говоря об укомплектованности медучреждений работниками здравоохранения, Созинов заявил Inkazan, что при подсчете необходимо учитывать и врачей частных клиник. Поэтому, по его мнению, реальный показатель совпадает с цифрами минздрава РТ. Ректор КГМУ добавил, что число работающих в системе специалистов растет.
«Укомплектованность по итогам 2018 года поликлиник Татарстана участковыми-терапевтами составила 92,5%, что заметно выше, чем было год, два, три тому назад. Это к тому, что динамика есть, и тот количественный рост, который мы наблюдаем в числе студентов, отражается в том числе и на укомплектованности», – сказал Созинов.
Наиболее эффективным фактором, который существенно повлияет на обеспеченность врачами, является создание социальных, материальных и профессиональных условий для врачей. По словам Созинова, чтобы повысить свою зарплату врачи не редко совмещают ставки. Если говорить о поликлиниках, то сейчас в Татарстане этот коэффициент составляет 1,1.
По мнению Созинова, необходимы годы, чтобы сбалансировать количественный состав работников здравоохранения между городом и селом, разными специальностями, поликлиникой и больницей. Ректор КГМУ ожидает, что к 2024 году укомплектованность в медучреждениях Татарстана составит 95%.
Что касается частных клиник, то здесь, по мнению Менделевича, из-за конкуренции лечебные учреждения предлагают хорошим специалистам наиболее выгодные условия: бизнес переманивает лучших врачей. Медработники либо уходят в частные учреждения, либо сами их создают. Депутат заявил, что не видит в этом ничего плохого.
«Но проблема есть в иной ситуации, когда у врача, работающего и в государственной, и в частной клинике, есть большой соблазн перевести больных из государственного медучреждения в частное, навязывая услуги. Конечно, при таком случае врач получит больше денег, но для пациента это плохо, потому что данные конкретные услуги должны оказываться бесплатно», – сказал депутат Госдумы.
Этот аспект Менделевич также связял с причинами роста недовольства медициной среди населения. По его словам, в Турции этот вопрос решили запретом на совмещение должностей в частных и государственных учреждениях. Однако в России перед введением такого закона необходимо обеспечить страну кадрами.