Руководитель пресс-службы рекрутинговой платформы HeadHunter в Поволжье Александра Севостьянова рассказала Inkazan, что в России в большинстве случаев работников могут наказать за опоздание и другие дисциплинарные нарушения. Однако существуют работодатели, которые при помощи штрафов пытаются бороться с вредными привычками сотрудников.
Согласно данным службы исследований компании, 11% работников Татарстана заявляют, что в их организациях штраф или вычет из заработной платы можно получить даже за нарушение дресс-кода. Помимо штрафов существуют и иные формы наказания. Руководство каждой третьей компании считает, что вычета денежных средств из зарплаты работника недостаточно.
Кроме того, «провинившиеся» могут получить еще устный выговор, сообщила Севостьянова. «Как показало исследование, более половины сотрудников стараются не допускать ситуаций, которые могут повлечь за собой штрафные санкции со стороны работодателя», - добавила она.
Законно ли это?
Согласно российскому законодательству, материальные вычеты с персонала в качестве наказаний за дисциплинарные нарушения находятся строго под запретом (ст. 22, 137 Трудового Кодекса РФ). Юрист Эльвира Мифтахова заявила Inkazan, что работника нельзя оштрафовать за целый ряд факторов.
Это опоздание на работу, покидание рабочего места раньше установленного времени, вредные привычки (алкоголизм, курение). А также за жалобы на сотрудника со стороны клиентов, недостачу, нарушение условий и сроков изготовления и хранения товаров, равно как и срыв плана по выпуску продукции, порча товара.
По словам Мифтаховой, если работника оштрафовали, ему нужно обращаться в суд, чтобы взыскать компенсацию морального вреда, невыданную премию и так далее. Для этого необходимо подать иск в течение трех месяцев с той даты, когда права сотрудника были нарушены.
Юрист заявила, что работник может составить жалобу в трудовую инспекцию с просьбой о привлечении работодателя к административной ответственности. Эта мера действенна в том случае, когда начисление премии работнику закреплено в документации фирмы. Если же сотрудник получает премию «в конверте», работодателю легче его штрафовать.
«Работнику будет крайне сложно доказать реальный оклад, который ему обещал работодатель при трудоустройстве. Суды к таким устным заверениям относятся скептически», - сказала Мифтахова.
В России, в отличие от Запада, система штрафов нелигитимна. Поэтому в локальных нормативных актах прописывается, что зарплата сотрудников состоит из двух частей: постоянная (оклад) и премия. Последняя, по словам Мифтаховой, является переменной частью заработка, которая выплачивается при достижении конкретных целей.
Таким образом, работодатель может вынести приказ о депримировании работника. «Это дает возможность на законных основаниях выплатить работникам меньшие суммы, чем они получали обычно», - рассказала юрист. В этом случае в локальных документах должны быть четко обозначены условия получения или лишения премии.
Работодатель может создать условия, при которых получение дополнительных выплат делается невозможным. «Он может быть повышен настолько, что выполнить его не представится возможным, что ставит работника в невыгодное и уязвимое положение», - сказала юрист. Лишить сотрудника премии нельзя, если в трудовом договоре она прописана как обязательная выплата.
Видимость создания порядка
Доцент кафедры психологии личности КФУ Ильдар Абитов заявил Inkazan, что многие психологи в своих исследованиях указывают: наказание - худший мотиватор, чем поощрение. «Чрезмерные штрафы могут просто отбить желание у человека что-либо делать. Фактически это значит, что ему надо удерживаться в определенных рамках и не допускать ошибок», - заявил Абитов.
Он рассказал, что часто ответом работника на наказания является пассивная стратегия поведения. «Мы все сталкивались с ситуациями, когда в организациях, связанных с делопроизводством сотрудник, боясь допустить ошибку, ничего не будет делать дополнительно к своим функциям. Он не будет смотреть дополнительные документы, вносить какие-либо новации», - добавил он.
Абитов также рассказал, что система выговоров не является мотивирующей. «Если человек совершил какой-то проступок, то ему выговаривают за него. Это не приводит к повышению его ответственности. Его просто ругают на людях. Это некая расплата. Человек потерпит, а потом сделает то же самое», - заявил психолог.
Работодатель, наказывая подчиненных, имеет не только финансовую выгоду. «Когда у нас есть правила, когда они отражены на бумаге и санкции обозначены, значит у нас есть порядок, хотя это только видимость. Руководителю может казаться, что он выстроил систему контроля у себя в отделе», - сказал Абитов.
Страх и конкуренция
«Любой страх мешает деятельности. Особенно творческой. Если деятельность человека связана с его талантом, и он находится под давлением страха перед наказанием, то условия для творчества минимальны», - заявил Inkazan доцент института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.
Он считает, что если человек недисциплинирован и находится в условиях безработицы, страха потерять работу, то штрафы могут быть полезны с точки зрения фирмы. Однако система штрафов и поощрений на каждого человека влияет по-разному. Адекватная система мотивации подразумевает премирование, сказал Гарифуллин, но сотрудники могут начать «борзеть».
«А если есть соревновательность, конкуренция, развиты объективные критерии оценки работы сотрудника и на основании этого идет поощрение, то это другое дело. Спорт без медалей – это не спорт. Рано или поздно должно быть соревнование, и мы должны оценить спортсмена, чтобы он получил медаль», - сказал он.
Закон Йеркса-Додсона
Ученые Роберт Йеркс и Джон Додсон экспериментировали с крысами: предлагали им очень простые задания – легкие лабиринты, в конце которых было много еды - и наблюдали, насколько это мотивирует их выполнять более сложные вещи и обучаться. Затем они усложнили задачу и били животных током, когда те ошибались.
Ученые выяснили, что это сковывает крыс, и они перестают действовать или действуют очень некорректно. Даже тот подопытный, который способен пройти этот лабиринт, после сильного тока перестает идти к цели.
В результате был найден определенный оптимум мотивации, при котором деятельность выполнялась лучше всего. Когда мотивация (будь то штраф или поощрение) достигает определённого уровня и становится слишком большой, качество и скорость выполняемых действий начинают ухудшаться.
Психолог Абитов заявил Inkazan, что, несмотря на это, поощрение должно превалировать перед наказанием. Поощрять человека за правильное поведение выгоднее, чем наказывать за неправильное.