Posted 26 августа 2019, 14:52
Published 26 августа 2019, 14:52
Modified 30 ноября, 21:25
Updated 30 ноября, 21:25
С 1 июля в казанских автобусах заработала система оплаты проезда банковской картой, внедрить которую планировали еще до прошедшей в 2013 году Универсиады. В троллейбусах и трамваях такая возможность появилась в 2018 году. В первое время работы системы пассажиры жаловались, что не все маршруты принимают оплату картами. Сейчас все чаще появляется информация о поддельных автобусных билетах.
Кондуктора получили новые валидаторы, в которые заправляется чековая лента — прежний формат бумажных билетов ушел в прошлое. Однако чеки, которые теперь пассажиры получают при покупке билета, легко подделать, сообщают пользователи соцсетей. Они сообщали, что получали билеты, заранее распечатанные на обычном бумажном листе, или пустой кусок чековой ленты.
За несколько месяцев подделка проездных документов вышла на новый уровень: пассажиры могут получить распечатанные заранее билеты с нулями вместо даты, написал Александр Т. в системе «Народный контроль». Он получил такой билет в автобусе № 22. Выдавая людям поддельный документ, кондукторы присваивают себе его стоимость.
Часть пользователей соцсетей, комментирующих сообщения о подделке билетов, уверена, что сотрудники транспортных предприятий идут на этот шаг из-за маленькой зарплаты. Однако другая половина уверена, что такое поведение в конце концов может привести к очередному росту цен на проезд.
Если пассажир получил поддельный билет, то проезд оплачивается за счет кондуктора. Наличие подлинного билета означает, что между пассажиром и перевозчиком заключен договор публичной оферты: жизнь и здоровье клиента автоматически страхуются. В пресс-службе мэрии Казани сообщили, что отсутствие билета не является основанием для невыплаты страховки в случае ДТП.
Если распечатать билеты на обычном листе кондукторы могут самостоятельно, то подделать чековую ленту сложнее. Однако участникам групп в социальных сетях, связанных с общественным транспортом, приходят сообщения с предложениями приобрести катушки для новых валидаторов.
«Привет, изготавливаем катушки без времени и даты на любой маршрут, можем дать на пробу 30 шт. бесплатно для твоего маршрута», — написала состоящему в такой группе корреспонденту Inkazan пользователь под именем Дарья Аксенова.
Она сообщила, что в продаже есть билеты и с пропечатанными датами по цене в 6 рублей за чек, по желанию можно указать на них номер кондуктора и кассового аппарата. Цена всей катушки на 300 билетов составляет 300 рублей.
Учитывая, что на данный момент проезд в общественном транспорте стоит 27 рублей, с одной катушки без указания дат кондуктор может заработать около 8 тысяч рублей.
Inkazan направил запрос в пресс-службу мэрии Казани с просьбой прокомментировать ситуацию. «В настоящее время от пассажиров поступают единичные обращения на выдачу недействительного билета», — сообщили в исполкоме. Там же добавили, что по каждому сообщению проводятся служебные расследования, дисциплинарные комиссии.
На момент публикации материала ответ не поступил. В августе этого года, отвечая на обращение Александра Т. в «Народном контроле», комитет по транспорту исполкома города сообщил, что выдача кондукторами заранее распечатанных или билетов старого образца — это «нарушение финансовой дисциплины».
«Пассажир имеет право пожаловаться на работу такого кондуктора. Сообщить о нарушениях можно на само транспортное предприятие, обслуживающее маршрут, или на телефон горячей линии 275-30-50», — сказано в сообщении комитета. Там же заявили, что руководителю 22-го маршрута, на который пожаловался житель, поручили провести дополнительный инструктаж с сотрудниками.
«Это не то что ущерб, это воровство. По-другому никак не назовешь. У нас контрольно-ревизорская служба каждый день выезжает на линию и проверяет разные машины в разное время», — рассказал Inkazan директор транспортного предприятия ООО «Агромир» (маршрут общественного транспорта № 62) Владимир Капитонов.
По его словам, как бороться с вороватыми кондукторами, руководители компаний не знают, так как «кондукторов и так катастрофически не хватает». «Поймаем, поругаем, лишим премии — пока отделываемся малой кровью. Или, наоборот, к хорошим сотрудникам применяем положительные меры стимулирования», — сказал Капитонов.
Генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов, напротив, заявил Inkazan, что в троллейбусах дела обстоят иначе. «У меня есть своя ревизионная служба, я пока у себя не заметил, чтобы кондуктора продавали поддельные билеты. Поэтому я не могу сказать, чтобы в троллейбусах это есть, как с автобусами — не знаю», — сказал он.