Posted 10 сентября 2019, 07:31
Published 10 сентября 2019, 07:31
Modified 17 сентября 2022, 16:21
Updated 17 сентября 2022, 16:21
Выборы депутатов Госсовета Татарстана шестого созыва прошли 8 сентября. По данным на 10:00 следующего дня, явка избирателей составила 70,15%. В 2014 году, когда жители республики голосовали за кандидатов в пятый созыв парламента, число пришедших на участки достигло 80,81%. Помимо снижения явки, ухудшились и результаты «Единой России». Если пять лет назад партия набрала 84,3% голосов, то на прошедших выборах за нее проголосовали на 11,9% меньше избирателей — 72,43%. Впрочем, это только предварительные данные. Окончательные результаты будут известны 10–11 сентября, сообщили в Центральном избирательном комитете (ЦИК) РТ.
По данным Государственной автоматизированной системы (ГСА) «Выборы», «Единая Россия» может получить 44 места в парламенте по партийным спискам. Остальные шесть кресел займут члены КПРФ. В результате выборов 2014 года партия власти взяла 47 мандатов, три оставшихся получили коммунисты. «Падение процентов — это общероссийская тенденция. В обществе всё больше накапливается недовольства и проецируется оно прежде всего на „Единую Россию“, так как это один из элементов публичного интерфейса власти», — заявил Inkazan политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
Среди кандидатов по одномандатным избирательным округам победил 41 выдвиженец, на страницах которых в ГАС «Выборы» указано, что они являются членами «Единой России». В Госсовет прошли одномандатники из ЛДПР, «Партии Роста» и «Справедливой России» и шесть человек, в анкетах которых не была указана принадлежность к какой-либо политической структуре. Однако глава ЦИК РТ Мидхат Шагиахметов сообщил журналистам, что все они являются членами «Единой России». Помимо этого, все шесть самовыдвиженцев — действующие депутаты Госсовета пятого созыва.
Таким образом, 91 мандат в обновленном составе парламента достанется партии власти. В прошлом созыве «Единая Россия» занимала 83 места. По словам члена совета директоров «Экспертного института социальных исследований» Глеба Кузнецова, каждый одномандатник провел собственную предвыборную кампанию, в которой был важен не партийный бренд, а личность самого кандидата и то, как он общается с избирателями. Поэтому общее снижение популярности «Единой России» в стране из-за проблем социально-экономического характера на одномандатниках не сказалось, считает он.
Аналогичное мнение высказал доцент факультета политологии Московского государственного университета (МГУ) Максим Вилисов, назвав это «грамотным политтехнологическим обеспечением выборов». «Плюс грамотный подбор персон, кандидатов-одномандатников. Как мы знаем, в Москве такая стратегия не сработала. Там была использована такая же стратегия и она не помогла по целому ряду обстоятельств. Менеджмент политический этой кампании был слабый и была активная позиция оппозиции», — заявил он. Кузнецов добавил, что эту стратегию стремятся применять на всех выборах, но не везде это получается.
Салин считает, что региональные выборы имели важное значение в преддверии выборов в Госдуму, которые должны состояться в 2021 году. По его мнению, власть обеспокоена падением рейтинга «Единой России» и понимает, что, скорее всего, эту тенденцию не удастся переломить. Поэтому технология, использованная в Татарстане, рассматривается как один из вариантов сохранения контроля правящей партии над Госдумой на грядущих выборах. Республика успешно отработала этот кейс, считает политолог.
«Не успешным кейсом можно считать пример Хабаровска. Там одномандатники от „Единой России“ потерпели поражение. Несколько иначе пытались обкатать это в Москве, но здесь, скорее всего, не удалось обхитрить избирателей. Почему в каждом регионе своя электоральная специфика? Где-то электорат более требовательный, где-то менее. Там, где он настроен более лояльно, там эта технология получила успех. В том числе и в Татарстане», — заявил он.