Транспортные предприятия Казани обратились к исполкому Казани с требованием поднять цены на проезд в автобусах. По их словам, во-первых, город не компенсирует затраты на провоз льготников, которые составляют 36,6% пассажиропотока. Во-вторых, по требованию городских властей компании трудоустроили 600 кондукторов — теперь за них приходится платить налоги.
Перевозчики должны предоставить документы, подтверждающие необходимость повышения цен. В пресс-службе исполкома Inkazan заявили, что в настоящее время речь не идет о каких-либо конкретных сроках. «Изучение документации займет столько времени, сколько потребуется для детального анализа», — сообщили в мэрии Казани. При этом в исполкоме добавили, что для перевозчиков предусмотрены субсидии из республиканского бюджета за перевозку граждан льготных категорий. Сегодня за одну поездку льготника перевозчик получает компенсацию в 18 рублей при тарифе 27 рублей за наличный расчет.
«Если было бы не выгодно, они бы не работали»
В татарстанском отделении Общероссийского народного фронта (ОНФ) считают, что при нынешней экономической ситуации в стране повышение цен невозможно, называя существующую стоимость проезда завышенной. «Общественный транспорт нужен для тех, кто не может себе позволить личный автомобиль или другие более дорогие средства передвижения, он должен быть доступным», — заявил активист ОНФ Семен Васильев.
По его словам, надо понимать, что автобусы — это в первую очередь бизнес, и никто работать себе в убыток не будет. «Сейчас, как говорят сами перевозчики, они работают в убыток, а 40 рублей позволит им работать в небольшой плюс, но я еще никогда своими глазами не видел, чтобы какой-то предприниматель работал себе в убыток», — заключил Васильев.
Inkazan провел опрос среди подписчиков группы издания «ВКонтакте», в котором приняли участие 100 человек. Из них 6% заявили, что готовы к росту стоимости проезда до 40 рублей с условием повышения качества обслуживания. 79% участников считают, что 27 рублей за билет — и то перебор. 11% признались, что давно не ездили на автобусах.
Представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов рассказал, что каждый автобус приносит порядка 900 тысяч прибыли в месяц. Если вычесть мелко-срочной ремонт и техобслуживание, остается 800 тысяч. Учитывая остальные затраты, у транспортного предприятия остается 0,5 млн прибыли, из которого они платят за лизинг, объяснил эксперт.
«Перевозчики все равно остаются в плюсе. Если перевозчики не могут работать на рынке, они должны с него уходить. А здесь получается такая монополия: они сговорились и лоббируют свои коммерческие интересы. Если было бы не выгодно, то они бы не работали», — считает он. Золотов добавил, что машины транспортники покупают не каждый год, и «не самого лучшего качества».
«Сейчас очень много оплаты идет по безналу, а когда они проводят безнал, им нужно за эти деньги как-то отсчитываться, поэтому они увеличивают свои расходы. Когда был черный нал и кондуктора привозили выручку, они могли эти деньги спокойно класть в карман, и никто их не мог уличить в том, что у них сверхприбыль», — считает Золотов.
Эксперт добавил, что если власти хотят, чтобы казанцы пересели на общественный транспорт, они должны подойти к этому вопросу в комплексе: обустроить перехватывающие парковки, улучшить работу общественного транспорта. «Не каждый готов стоять 40 минут ждать автобус и потом еще не знать приедет он или нет. У нас в 8 часов автобусов не дождешься, а люди возвращаются с работы гораздо позже», — сказал он.
Прокурорская проверка: «На что тратятся деньги?»
Председатель татарстанского отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин обратился в прокуратуру с просьбой проверить финансовую деятельность транспортных предприятий Казани. Партия считает, что перевозчики, которые сейчас требуют повышения платы за проезд, могут или могли уклоняться от уплаты налогов.
«Мы считаем, что повышение цен, которое они предлагают, не может быть рассмотрено сейчас, особенно та сумма, на которую они предлагают повысить, — она слишком завышенная. Когда перевозчики участвовали в тендерах, они прекрасно понимали, какова стоимость проезда в Казани, и они с этим согласились. Со времени последнего повышения цены не так сильно увеличились, чтобы поднимать настолько стоимость проезда», — заявил Зинатуллин.
По мнению политика, у перевозчиков еще есть дополнительные доходы, которые они не афишируют, к примеру, от рекламы, которая размещается в автобусах. «Чтобы говорить о повышении стоимости проезда необходимо провести полную оценку доходов и расходов предприятий. Необходимо узнать, на что тратятся эти деньги, может они покупают для руководства машины на 10 миллионов? Все должно быть прозрачно», — сказал он.
Зинатуллин считает, что у перевозчиков «существует черная касса». «Потому что директоры же не из кармана платили кондукторам, значит, у них были какие-то доходы, из которых платились зарплаты», — сказал он, настаивая, что нужно провести полный аудит работы транспортных предприятий, а потом уже говорить при чем возможно о понижении цен на проезд.
Позже председатель Ассоциации автотранспортных предприятий (АТП) РТ Сергей Темляков заявил, что таким образом Зинатуллин решил «напомнить о себе». Он добавил, что казанские предприятия проверяют надзорные органы. По его словам, с их стороны нет нарушений закона. То, что кондукторы не были официально трудоустроены, компании никогда не скрывали.
Сегодня старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев сообщил Inkazan, что республиканская прокуратура начала проверку финансовой деятельности перевозчиков Казани.