Posted 27 сентября 2019, 12:28

Published 27 сентября 2019, 12:28

Modified 17 сентября 2022, 16:25

Updated 17 сентября 2022, 16:25

Эффект высокой базы: почему в Татарстане «колеблется» количество юрлиц

Эффект высокой базы: почему в Татарстане «колеблется» количество юрлиц

27 сентября 2019, 12:28
Фото: 1Mi.
В последние 3 года в России численность компаний сократилась с 5 млн до 4,2 млн. О Татарстане сказать об однозначном сокращении нельзя. Количество юрлиц колеблется: если до 2016 года оно росло, то с 2017-го начало снижаться, причем то на несколько тысяч, то на сотни. Inkazan опросил экспертов, почему так происходит.

За три последних года Татарстан потерял немало юрлиц — 10,8 тысячи. По сравнению с регионами в рейтинге ущерб экономике был не таким заметным — работать перестали 8% компаний от общего числа, в то время как другие лишились 22% своих фирм (Волгоградская и Челябинская области), 27% (Москва).

Однако если посмотреть в разрезе, то в разные годы юрлица закрывались с разной активностью. «Смертность» бизнеса фиксируется с 2017 года, то есть только последние два года. Сначала закрылось 13 тысяч, а потом 282 компании. До этого с 2011 их число росло.

При этом в соседних Марий Эл, Оренбургской и Кировской областях, Удмуртии такой резкой смены количества закрывшихся компаний нет. Схожие с Татарстаном тенденции наблюдаются в Башкирии, Самарской, Ульяновской областях, Чувашии.

Всего в стране осталось работать 4,2 млн организации. По этому показателю Россия «откатилась» до уровня 2004 года.

«Массовое закрытие предприятий в российских регионах, которое последние несколько лет фиксирует официальная статистика, объясняется не только неблагоприятными макроэкономическими условиями. С 2016 года в законодательстве обозначены новые основания для отказа в регистрации в ЕГРЮЛ, а у налоговых органов появились полномочия по проверке достоверности сведений в реестре, позволяющие ведомству сокращать число фиктивных компаний. Влияет и тренд последнего времени — бизнес больше не хочет быть большим. Число ИП в России превысило число зарегистрированных юридических лиц», прокомментировала ситуацию Елена Трубникова, председатель совета директоров сети FinExpertiza.

Мнение экспертов: почему в Татарстане в один год «смертность» бизнеса составила 13 тысяч, а на следующий — лишь 300?

Аналитик ГК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко отметил, что замедление темпов роста числа юридических лиц в последние 5 лет характерно для всей страны.

Многие предприятия малого бизнеса прекращают свою деятельность или поглощаются более крупными, часть перерегистрируется в ИП, часть уходит в тень. Все это происходит на фоне сокращения реальных доходов населения и повышения собираемости налогов вкупе с ростом самих налогов и социальных отчислений.

«Значительные колебания количества организаций в Татарстане обусловлено, во-первых, эффектом высокой базы (в республике зарегистрировано более 100 тысяч организаций, что существенно больше, чем в большинстве других субъектов РФ), а во-вторых может являться следствием усиления контроля над малым бизнесом, которое пришлось как раз на указанный период. В частности, на этом фоне многие организации, существующие лишь на бумаге, были ликвидированы», рассказал Вакуленко.

Председатель татарстанской Торгово-промышленной палаты Шамиль Агеев считает, что причина — в экономической политике республики и развитии промышленных площадок.

«Это связано с тем, что у нас условия сейчас не ухудшаются для бизнеса. Во-первых, это сказывается благодаря последовательной политике, которую ведет руководство. Каждый понедельник, каждую субботу Минниханов заслушивает малый и средний бизнес. В этом отношении у нас первые позиции — получше, чем в других регионах»,рассказал Агеев.

Он добавил, что такое количество организаций получили в том числе за счет территорий опережающего развития и промплощадок, «Иннополиса». По его ожиданиям, количество зарегистрированных организаций уменьшаться не будет.

Поспособствовать этому может и поручение главы Татарстана Рустама Минниханова, которое он дал в ходе ежегодного послания Госсовету РТ-2019.

«Продолжают успешно функционировать две особые экономические зоны — „Алабуга“ и „Иннополис“. В планах создание еще одной ОЭЗ — „АлмА“ в Альметьевском, Лениногорском и Нижнекамском районах, 5 территорий опережающего развития, а также 90 промышленных площадок и промпарков, включая Камский индустриальный парк „Мастер“ и Технополис „Химград“. К 100-летию ТАССР мы планируем довести количество объектов до 100», — обратился к присутствующим Минниханов.

В «Альпари» динамику связали со стабильной ситуацией в экономике Татарстана. Заместитель директора этого информационно-аналитического центра Наталья Мильчакова особо выделила обрабатывающую промышленность республики — машиностроение, химию, нефтехимию, текстильную промышленность, у которых появляются дополнительные возможности благодаря укреплению курса рубля. Также это поспособствует развитию отраслей, работающих на внутренний рынок: банковский сектор, розничная торговля, телекоммуникации, электроэнергетика, инновационные и технологические отрасли.

«В Республике Татарстан при укреплении рубля хорошие возможности открываются для „КАМАЗа“ и „Нижнекамскнефтехима“, в том числе для проектов „Нижнекамскнефтехима“ по строительству новых заводов с привлечением иностранных инвестиций. Для нефтяников выгоден слабый рубль, однако в гораздо большей степени им, как и всему российскому бизнесу, выгоден предсказуемый курс рубля», прокомментировала Мильчакова.

В первом полугодии промышленность Татарстана выросла на 1,3% в годовом исчислении, однако добыча нефти выросла на 3,3%, а производство нефтепродуктов почти на 9% в годовом исчислении. Правительство РТ прогнозирует рост промышленного производства в республике по итогам 2019 года на 1,5%, а уже в 2020 году — более чем на 3%, добавила эксперт.

При этом у татарстанских промышленных предприятий есть преимущество — они не находятся под санкциями Запада, и это повышает их привлекательность в глазах иностранных инвесторов.

В то же время эскалация торговой войны между США и Китаем может вызвать замедление темпов роста экономики Китая и, соответственно, снизить его активность в инвестиционных проектах за рубежом. Но с учётом того, что Китай и Россия — важные друг для друга торговые партнёры, инвестиционное партнерство может взаимно развиваться. Рецессии в мировой экономике в текущем году, по словам Мильченко, не ожидается, так что на экономику России и, в том числе Татарстана, вряд ли это может оказывать влияние.

Аналитик ожидает, что в ближайшие годы рост зарегистрированных юридических лиц в регионе может продолжиться.

«Важными задачами для России сегодня являются еще и развитие инфраструктуры, обеспечение страны качественными автомобильными дорогами и безопасности на дорогах, развитие цифровых технологий, повышение производительности труда, развитие малого и среднего бизнеса, продвижение за рубеж готовой продукции из России (фактически это и есть путь к преодолению углеводородной и сырьевой зависимости). Это очень перспективные направления для бизнеса в Татарстане»,добавила эксперт.

Подпишитесь