Большая Красная — 58
Одна из старейших улиц Казани в основном застроена жилыми 3-х и 4-этажными домами от площади Свободы и до Суворовского училища. Здесь находится одно из зданий «КНИТУ-КАИ» и скверы.
Согласно открытым данным, трехэтажный дом № 58 был возведен в 1906 году. Асфальт при въезде на территорию разбит, сейчас там огромная лужа. Сам двор представляет из себя хаотичную парковку и огороженную «детскую» площадку — старые железные снаряды и стенки, сваренные из железных труб и покрашенные сотни раз.
Здесь же — старая песочница в виде деревянной лодки, которая вот-вот «утонет», трухлявый пенек, на который натянут железный обод, чтобы он не развалился окончательно и не потерял функцию стула. Еще два пенька оформлены под грибы с железными тазиками в роли шляпок. Несмотря на это двор чист — местные жители всеми силами сохраняют уют.
Все упирается в тупик — разрушенное старинное здание, заваленное мусором. Практически во всех дворах центра Казани, где побывал корреспондент Inkazan, находится то или иное разрушенное здание. В большинстве из них забиты окна, но проникнуть в них не составит труда. Людей, которые бы обеспечивали безопасность, не наблюдается.
Местный житель, представившийся Андреем, рассказал корреспонденту Inkazan, что много лет назад в этом дворе поменяли трубы, при этом асфальт там не восстановили.
«В советское время это был хороший двор, потом там меняли трубы, асфальтовое покрытие полностью повредили. Ничего не восстановлено. Дворника нет, двор не убирается. Туда ходит гулять целый детский сад, осенью и весной в этой грязи играют дети. Во дворе теперь никто не собирается — ни лавочек, ничего, все в ужасающем состоянии», — рассказал он.
Во многих соседних дворах установлены пластиковые детские горки. Например, у дома № 54. Это все, что есть здесь из современных изысков. Неподалеку находится покосившаяся бетонная скамейка. Часть территории окружена железобетонной оградой, из которой торчит арматура. Внутри «круга» — советская инсталляция некоего фонтана, который порос трещинами.
Карла Маркса, 54 а-б
Дом на самой длинной улице Вахитовского района видели все, кто ездил на автобусе в центр города. Это четырехэтажная постройка, за которой стоит еще один такой же дом. Двора как такового нет, а места для парковки разделены чем-то похожим на палисадник с деревьями. Ни о какой детской площадке и скамейках здесь речи не шло.
Палисадник упирается в кирпичное строение, которое напоминает теплоузел или электрический трансформатор. Единственное, что тут есть — маленький заборчик, к которому местные жители привязывают свои велосипеды. Двор пуст, но чист.
Площадь Свободы
На площади свободы тоже есть жилые дома. Один из них — по улице Пушкина. В нем когда-то располагался знаменитый книжный магазин. Сейчас от него остались только пыльные темные окна. Двор дома № 58 по улице Пушкина наполовину разрушен. Детская площадка со скамейками ржавеют и разваливаются: качели вот-тот рухнут, прогнившая скамейка покосилась.
Двор находится в самом центре Казани — рядом кабинет министров и ратуша, но он спрятан от глаз тех, кто обитает на площади Свободы. Видимо, поэтому ему не уделяют должного внимания.
По другую сторону театра Оперы и Балета находится дом № 5 по улице Театральной, с одной стороны которого разместилась национальная библиотека. Двор узкий, хотя когда-то он был более просторным. Сейчас внутри находятся старые ржавые трубы с крючками, старые качели и промятый турник. Там же высится ржавое баскетбольное кольцо.
Украшает двор только самодельная скульптура Бабы Яги, которая вписывается в царящий здесь беспорядок.
Улица Дзержинского
Один из жилых домов на улице Дзержинского — Мергасовский — получил печальную славу. Из-за аварийности строения жильцов переселили на окраину города, обратно в свои квартиры они не вернутся даже после восстановления здания.
По соседству с ним находится дом № 16. Двор узкий, внутри железные заборы, которыми окружены руины полностью разбитых старых зданий. Справа — Александрийский пассаж, который с этого ракурса выглядит откровенно страшно: пустые черные окна, разрушенные стены. Скамеек и хоть какого-то благоустройства здесь нет.
На пересечении с улицей Лобачевского находится еще один забытый двор дома № 22. Он также окружен руинами. Мест для парковки нет, машины хаотично стоят по всей территории. Двор разбит. В трех метрах от подъездов начинается резкий подъем в гору.
Улица Кремлевская
В сотне метров от Казанского Кремля за Национальным музеем и прямо напротив мэрии города стоит пятиэтажный жилой дом № 2а. Его построили еще в 1959 году. Сейчас тут живут музыканты, профессоры, сотрудники мэрии. Двор — пустырь. Он граничит с площадкой реконструкции боев нацмузея.
Напротив жилой постройки находится памятник архитектуры XVI–XIX веков — здание бывшей церкви, где располагался нацархив РТ. Одна из местных жительниц в беседе с корреспондентом Inkazan рассказала, что сейчас этот объект понемногу реставрируют. В дальнейшем он должен войти в туристическую карту Казани.
Женщина, которая отказалась говорить свое имя, рассказала, что последние два года двор планируют благоустроить. Однако сделают это в рамках развития туризма. Например, поставят скамейки. У дома останется только одна прилегающая территория — внутридворовый проезд. Двор уже начали облагораживать — срубили две старые березы и посадили две новые.
Предложение благоустроить дворы Татарстана появилось в апреле этого года. Спустя три месяца оно оформилось в разработанную «Единой Россией» программу «Наш двор». Ее широкое обсуждение началось за несколько недель до выборов в парламент Татарстана, прошедших в начале сентября. Тогда республиканские власти сообщили, что на реализацию программы в течение трех лет выделят 50 млрд рублей. Это стало возможным «благодаря дивидендной политике» ПАО «Татнефть».
Незадолго до выборов стало известно, что участвовать в разработанном партией власти проекте будут дворы домов старше 2014 года. При этом очередность благоустройства будет зависеть от активности жителей на голосовании: до дня выборов они получили специальные анкеты, которые нужно было заполнить и принести на избирательные участки. Сообщалось, что чем больше жителей двора выразят свое мнение, тем выше он будет в очереди на благоустройство. Точную цифру участников опроса его организаторы не назвали, известно лишь, что они ожидали собрать 1,5 млн бланков.
Результаты обработки анкет обещали опубликовать сначала в первой половине октября, затем к ноябрю. Однако промежуточные итоги программы уже известны: явка на выборы составила 70,15%, а члены «Единой России» заняли рекордное 91 кресло в Госсовете Татарстана. Казанский Кремль, впрочем, не увидел некорректности в том, что жителям пришлось одновременно голосовать за депутатов и участвовать в партийной программе «Единой России». Кстати, уже после выборов стало известно, что ремонтировать дворы будут не по числу проголосовавших жителей, а исходя из степени разрушенности пространства.
Предполагается, что по результатам анкетирования сформируют единый стандарт благоустройства, который будут применять по всей республике. Идея выглядела расплывчато — было не ясно, как благоустроители собираются чесать все непохожие друг на друга дворы республики под одну гребенку. Жители же, согласно предварительным результатам обработки анкет, в основном надеются на появление асфальта, установку детских площадок и озеленение.
Несмотря на то, что окончательный вариант программы еще не сформирован, «Единая Россия» заявила, что уже в 2020 году на нее потратят 17 млрд рублей. Вопрос благоустройства придомовой территории, актуальный для каждого жителя Татарстана, остается важным и для республиканских властей в преддверии выборов главы региона в 2020 году. Это дает надежду, что рассчитанная на предвыборный период часть программы будет реализована.
Однако уже сейчас обещания властей сделать дворы республики комфортными дают трещину. Мэр Нижнекамска Айдар Метшин предложил облагораживать придомовые территории с использованием механизма самообложения граждан, с похожей инициативой выступил депутат Госсовета Александр Тыгин. В Казанском Кремле поспешили откреститься от идеи, но добавили, что в целом программа включает «базовый набор по благоустройству». Если жители захотят большего, могут добровольно поучаствовать в программе денежными средствами.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин в беседе с корреспондентом Inkazan сообщил, что благоустройство дворов может быть забыто властями после выборов главы РТ.
«Этот прием в этом году использовали для повышения явки. Мы видим, что власти уже отказались от данных ранее обещаний, если учитывать то, что сначала говорили, что благоустроят тех, кто принесет больше всех бумажек, а теперь критерии поменялись. Они поменяли правила игры. Примерно тоже самое может быть перед выборами главы республики. Наверняка процентов 20 сделают до выборов, а остальное пообещают на послевыборное время. И не факт, что это сделают», — заявил он.
Салин отметил, что подобная ситуация произошла с «Майскими указами» от 2012 года.
«Тогда тоже все распланировали, но в итоге, если брать повышения зарплат, то повысили только перед выборами 2018 года. Одно дело запланировать средства, другое — изыскать. Практика пытаться совместить то, что интересует граждан и населения с электоральными вопросами в последние годы активно используется», — добавил он.