Posted 1 ноября 2019, 12:52

Published 1 ноября 2019, 12:52

Modified 17 сентября 2022, 16:31

Updated 17 сентября 2022, 16:31

Ты подстраиваешься под систему, либо она тебя отторгает: путь Балтусовой-чиновника

1 ноября 2019, 12:52
Помощник главы РТ Олеся Балтусова стала чиновником по приглашению руководства РТ. Спустя 9 лет работы ее работа вызывает неоднозначную реакцию населения. Inkazan спросил у политологов, может ли бывший активист эффективно работать в правительстве, и насколько эффективна практика приглашения общественников во власть.

Балтусова – журналист и экскурсовод - стала помощником главы РТ, курирующим вопросы сохранения исторического наследия, в 2011 году. Она провела для главы республики Рустама Минниханова несколько экскурсий по центру города, после чего получила предложение о работе. Ее деятельность на этом посту оценивалась неоднозначно.

Однако доцент факультета политологии Московского государственного университета (МГУ) Максим Вилисов заявил Inkazan, что ситуация, когда власти приглашают на работу активистов - правильная. Потому что таким образом общественные деятели получают шанс реализовать те идеи, которые они пропагандировали. Впрочем, получается не у всех.

«Часто бывает, что люди могут только организовывать акции протеста и будоражить общественность, то есть действовать деструктивно. А вот в конструктивном поле предложить ничего не могут и в итоге реализуют политику едва ли не хуже, чем те, кого они критиковали», - заявил он. Например, из-за недостатка знаний о работе системы госуправления.

Одним из главных проектов Балтусовой стало не сохранение исторического центра Казани, а проведение фестиваля «Том Сойер Фест», в рамках которого волонтеры красят и проводят мелкий ремонт деревянных домов. Стоимость фестиваля в 2016 году составила более 1 млн рублей, данные за другие периоды неизвестны.

Помощник главы РТ не устает рассказывать о фестивале на совещаниях и встречах и пиарить его, приглашая к участию федеральных министров и прося помощи в распространении идеи у депутатов Госдумы. Советник главы минстроя РТ Николай Васильев раскритиковал фестиваль: он не решает проблему отсутствия инфраструктуры и условий для жизни в ремонтируемых домах.

Политолог Павел Данилин заявил Inkazan, что «активисты, когда приходят в реальную политику, сталкиваются с тем, что мир, оказывается, гораздо сложнее, чем они думали». «Нельзя сделать счастливыми всех, а всегда кто-то останется несчастным. Сталкиваясь с этим, очень часто общественные активисты просто теряются. Бывает, наоборот, справляются неплохо», - сказал он.

В качестве примера он привел организацию работы общественного транспорта в Москве, которой занимаются общественные активисты. «Нередко получается, что люди, которые устраиваются на госслужбу, попадают под уголовное преследование, потому что часто не обращают внимания на законодательство, в попытках сделать, как им кажется, лучше», - сказал политолог.

Три года назад ресторатор Зуфар Гаязов создал некоммерческий фонд «Развитие Старо-Татарской Слободы и благоустройство озера Кабан», пригласив инвесторов присоединиться к реконструкции территории. Балтусова не сочла зазорным выступить на его открытии. Она тоже внесла лепту в изменение слободы, открыв арт-объект «Окно в Казань» - деревянную раму посреди улицы.

«Целый квартал архитектурных памятников в золотом месте у нас может просто исчезнуть», - говорила Балтусова о зданиях на улице Рахматуллина в 2016 году. Тогда же она опровергла слухи о сносе дома Дворянского собрания: оно, судя по всему, рухнет само. Даже когда Минниханов дал месяц на решение проблемы, ситуация не сдвинулась с мертвой точки.

Этот объект наследия еще держится, а Арские казармы уже утрачены. В 2017 году, когда здания, мешавшие компании «Унистрой» строить жилой комплекс, горели, Балтусова лишь порекомендовала компании сохранить часть фасадов казарм. А затем хранила молчание, несмотря на то, что Минниханов предложил сохранить хотя бы одно из зданий.

После уничтожения казарм чиновница заявила, что еще восемь лет назад понимала, что здания будут уничтожены — они бы не окупились. Она предложила вспомнить те памятники, которые удалось сохранить. Балтусова сообщила, что жители снесенных зданий «толпами приходили и требовали, чтобы их дома снесли».

Балтусова проводила для Минниханова экскурсию по «Полукамушкам» в Зеленодольске, говоря о необходимости их реставрации. Она предпочла отмолчаться, когда здания несколько раз поджигали. В 2016 году после сноса здания пожарной части в Адмиралтейской слободе она написала в Facebook «могли бы и отремонтировать, и приспособить. Недорабатываем».

«Когда ты приходишь в систему, ты вынужден играть по ее правилам. Либо ты подстраиваешься под систему, начинаешь ее копировать, либо она тебя отторгает. И любому активисту, чтобы встроиться в систему приходится идти на очень серьезные компромиссы: ломать себя – это психологически очень сложно», - заявил Inkazan политолог Павел Салин.

По его словам, это чревато психологическими кризисами, в результате которых «человек в большинстве случаев себя теряет». «На самом деле, оно того не стоит. Возможностей для того, чтобы проводить позитивную повестку в теории достаточно много без того, чтобы идти на госслужбу», - сказал эксперт.

Последним скандалом с участием Балтусовой стал снос бани 1949 года постройки в Дербышках, против которого протестовали местные жители. Объект не входил в реестр объектов культурного наследия. Балтусова встала на сторону протестующих, сообщив об этом в Facebook. Баню снесли, комментировать это чиновница не стала.

В апреле этого года Telegram-канал «Неудаща» опубликовал пост, в котором предложил Балтусовой покинуть свою должность. По мнению авторов поста, она не смогла добиться успехов и покровительствовала проектам строительных компаний. «Почти все объекты, которые она „защищала“, были уничтожены», — писал канал.

Чем занимается Балтусова, заработавшая в 2018 году 2,3 млн рублей или около 200 тысяч в месяц, неизвестно. О ее активности можно судить по странице в Facebook. Время от времени она опровергает снос исторических зданий, сожалеет об утрате исторически ценных домов, ходит по обмелевшему дну Волги и пугает мародеров.

Вилисов заявил, что по прошествии лет чиновник показывает, как он научился работать в системе госуправления. «Он не может использовать аргумент, что я пришел, но мне не дали, и поэтому я не справился. Руководители не могут сказать, что он человек непрофессиональный, поэтому закономерно, что с работой не справился – куда же тогда все это время смотрели?», - сказал он.

В конце прошлого года вопросом сохранения наследия озаботился даже Госсовет РТ, который в силу возраста большинства депутатов сам почти наследие. Тогда члены парламента предложили скорректировать законодательство республики, чтобы активизировать работу собственников по восстановлению зданий.

Летом этого года на сайте главы РТ появился указ о создании нового экспертно-консультативного совещательного органа — совета по культуре и искусству при главе РТ. Он должен информировать Минниханова о положении дел в сфере культуры и участвовать в формировании государственной политики в этой области. На роль секретаря совета предлагалась Балтусова.

«Многие люди считают, что если ты попал во власть, у тебя открывается много возможности для реализации. Эта история о юноше и драконе, который хотел чуть-чуть, чуть-чуть, чуть-чуть, а потом сам превратился в дракона. В большинстве случаев история повторяется, а если не повторяется, то на ранних этапах система этого человека отторгает», - сказал Салин.

Фактически обязанности по сохранению наследия возложены на комитет РТ по охране объектов культурного наследия, созданного в 2018 году, и его главу Ивана Гущина. Балтусова заявила, что комитет будет контролировать состояние памятников и проводимые на них работы. По факту он занимается и составлением реестра объектов наследия.

По словам Салина, практика вовлечения активистов во власть была распространена в России. В качестве примера он привел экс-губернатора Белгородской области Никиту Белых. Он был оппозиционером, которого власть пригласила возглавить область. Таким образом его «нейтрализовали в федеральной повестке», сам Белых поссорился с либералами, сказал Салин.

«Власть взяла курс, поскольку у нас силовики определяют стилистику власти, стратегию власти, не на стимуляцию оппонентов, а на их жесткое, силовое подавление. Поэтому, скорее всего, эта практика будет постепенно себя изживать. По крайней мере, пока существует нынешняя политсистема», - заявил политолог.

Подпишитесь