Posted 8 ноября 2019, 16:33

Published 8 ноября 2019, 16:33

Modified 17 сентября 2022, 16:31

Updated 17 сентября 2022, 16:31

Воспринимается как признак провинциализма: нужен ли Казани статус третьей столицы

8 ноября 2019, 16:33
Казань уже 10 лет носит звание «третьей столицы России». Но несмотря на регистрацию товарного знака, города Сибири, Урала и Поволжья не собираются так просто отдавать «лакомый» статус, считая себя более достойными претендентами. Большинство опрошенных Inkazan экспертов сошлись во мнении, что главное - не бренд.

История вопроса: звание от Путина и соперники с богатой историей

Дискуссии о том, какой город должен стать третьей столицей России, велись с 1990-х годов. К Казани такое название «прицепил» сам президент РФ Владимир Путин на праздновании 1000-летия города. А спустя четыре года, в 2009-м, столица Татарстана забрала в свою туристическую копилку пять брендов — «третья столица России», «Третья столица», «Третий город России», «Третий город», плюс англоязычный вариант, зарегистрировав их в Роспатенте.

Но такому раскладу не были рады другие города-претенденты, у которых были и исторические «козыри», и достаточная численность населения. Имидж «третьей столицы» Казанью подкреплялся на тот момент больше спортивными победами: в 2008–2009 годах чемпионами России стали футбольный «Рубин», хоккейный «Ак барс», волейбольный «Зенит», Казань стала местом проведения Универсиады-2013.

Но другие города примеряли на себя образ третьей, а то и потенциально настоящей столицы на протяжении столетий.

Екатеринбург — «сердце» Урала, родина первого президента РФ Бориса Ельцина. В кризисные моменты истории город рассматривался как возможный центр страны: как потенциальное место пребывания правительства в случае поражения в Первой мировой войне, как один из ключевых центров «оборонки» в период Холодной войны и в случае неудачи отражения попытки переворота ГКЧП в 1991 году. В наше время город особенно полюбился предпринимателям за благоприятную среду для бизнеса, развивается туризм.

Нижний Новгород, который столетиями считался и до сих пор остается столицей Поволжья, не хотел отдавать брендовое имя Казани. Декабристы прочили ему статус столицы Российского государства после свержения самодержавия, еще раньше был столицей княжества. Поэтому, когда татарстанская делегация на международных выставках расставила стенды и подписала их на тот момент еще никому не принадлежащим званием «третьей столицы», нижегородцы пригрозили судом. Но спортивная во всех смыслах Казань отличилась шустростью, первой подала заявки в Роспатент и отвоевала ярлыки.

В Сибири тоже есть претенденты на бренд. В годы Гражданской войны в Омске дислоцировалось антибольшевистское правительство под руководством Александра Колчака. Во второй половине XX века Омск был центром нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Новосибирск, негласная столица Сибири и третий по численности населения город России, географически находится в центре страны. Новосибирск знаменит Институтом ядерной физики, где разрабатывалось оборудование для адронного коллайдера.

Мнение экспертов: специфика «непервых» столиц, развлечение для чиновников и преимущества Казани

Все большие исторические города достойны именоваться третьей, четвертой или пятой столицей, но лучше искать свою особенность и раскручивать ее как основу бренда, считает старший научный сотрудник Нижегородского филиала Института социологии РАН Александр Прудник.

«Бренд Нижнего Новгорода как третьей столицы раскручивался при губернаторе Борисе Немцове. Он сделал интересный ход: назвал Нижний Новгород „столицей реформ“. Вот такой подход более интересен, чем просто борьба за звание третьей столицы страны. Это все равно что в гареме бороться за звание третьей жены», — рассказал Прудник.

По мнению социолога, если найти что-то особенное в историческом или современном положении города, «тогда можно даже называться не третьей столицей, а первой».

К тому же с точки зрения привлечения туристов бренд не работает, полагает эксперт.

«Потому что бренд двух столиц уже жестко зафиксирован за Москвой и Петербургом. Все остальные самонаименования воспринимаются исключительно как местечковые, как признак провинциализма», — добавил Прудник.

По его мнению, красиво звучит «столица Поволжья» или «столица Волги» — именно такие звания носит Нижний Новгород.

Прудник призвал акцентировать внимание не на том, считают ли населенный пункт третьей столицей другие города, а на том, ощущают ли его столичность его горожане.

Российский бизнесмен Дмитрий Потапенко высказал противоположное мнение: никакого бренда в природе не существует, а подобные «третьей столице» ярлыки — это «удовлетворение личного эго конкретного чиновника».

«В Роспатенте можно зарегистрировать любой бред, который отвечает некоторым довольно примитивным требованиям Хоть первая технологическая, хоть первая супраментальная, хоть первая в центре Евразии. И таких первых или третьих можно назначить немереное количество. Поэтому мухи отдельно, котлеты отдельно», — сказал он.

В то же время Потапенко попросил обратить внимание на ситуацию Федеральную антимонопольную службу, которая запрещает в каких-либо коннотациях номера первый, третий или четвертый, потому что для этого должна быть независимая оценка.

«Если мы говорим о бренде и о логотипчиках, которыми развлекаются чиновники, очень хотелось бы спросить мнения на этот счет у прокуратуры и ОБЭПа, Счетной палаты, которые должны задать вопрос, на что израсходованы деньги налогоплательщиков», — добавил предприниматель.

Что касается гостей города, то «туристов привлечет хороший туалет», считает Потапенко.

«Почему-то я не видел, чтобы Берлин или Париж делал логотип, какая он столица. Они делают дешевые перелеты, дешевые гостиницы с качественным обслуживанием», — отметил он.

Аналитик «Финам» Алексей Корнев заявил, что сравнивать города трудно, поскольку есть несколько параметров, по которым населенный пункт можно было бы назвать «третьей столицей». Это, например, качество жизни, диверсификация местной промышленности, городская инфраструктура, количество университетов. Однако столица Татарстана проходит по ним всем: здесь широко представлена промышленность, развита транспортная, туристическая инфраструктура, «чем не могут похвастаться часть сибирских городов», претендующих также на звание третьей столицы, высшее образование «представлено блестяще».

«Третье место Казани, на мой взгляд, нисколько неудивительно. Дело не только в численности населения города, а именно в совокупности всех факторов, включая даже такие вещи, как развитие спорта и туризма», — подтвердил Корнев.

С ним согласился экономист Игорь Николаев, по мнению которого Казань подходит на роль «третьей столицы»

«Не знаю, насколько это вообще продуктивно заниматься третьей, четвертой столицей. Но то, что Казань — один из реальных претендентов — это безусловно. Все-таки столица одного из самых крупных, населенных, значимых во всех областях регионов. Город с населением больше миллиона — это тоже важно. По формальным критериям Казань, безусловно, претендент на это звание. Сомнений нет», — отметил Николаев.

Казань сохранит статус третьей столицы до 2029 года — летом этого года его действие было продлено. Возможно, тогда борьба за этот бренд возобновится с новой силой, а может быть к тому времени города начнут позиционировать себя как столицы с изюминкой, а не с номером. В любом случае за Казанью прочно закрепился другой статус, который вряд ли у нее отнимут, — столица всех татар.

Подпишитесь