Posted 21 ноября 2019,, 08:12

Published 21 ноября 2019,, 08:12

Modified 17 сентября 2022,, 16:33

Updated 17 сентября 2022,, 16:33

Интервью: эксперт о найме родственников, выгоде работы в «нефтянке» и фрилансерах

21 ноября 2019, 08:12
Часто ли в Татарстане берут на работу только из-за родственных связей или национальности? Исчезнет ли профессия грузчика и когда в республике появятся пожилые официанты? Насколько выгодно работать в «нефтянке» и какое будущее у фриланса? На вопросы Inkazan ответил Управляющий директор «Авито Работа» Артём Кумпель.

О рынке труда в Татарстане

Сильных отличий татарстанского рынка труда от российского нет. Если посмотреть по средним зарплатам, региональный рынок близок к столице, что говорит о развитости экономики Татарстана. Что отличает экономическое развитие: самая высокооплачиваемая сфера — это строительство — 49 тысяч рублей. На втором месте, что достаточно интересно, консультирование — примерно 46 тысяч рублей, и это 72% московского дохода по вакансиям для сотрудников в этой категории. Следующее — транспорт и логистика, продажи и производство. Это топ пять сфер деятельности в Татарстане с самыми высокими зарплатными предложениями, которые сейчас есть.

Традиционно у IT-специалистов высокие зарплаты, и есть несколько важных особенностей. Первая — это спрос. До сих пор это рынок специалиста, а не компаний, потому что профессионалов не хватает. Второй момент — глобализация. Российские специалисты очень востребованы извне. И могут спокойно зарабатывать, оставаясь в России, что влияет на среднюю зарплату по стране. Третье — даже госкомпании готовы перекупать специалистов, и вообще сами работодатели сильно разогревают этот рынок, добавляют ажиотаж. Здесь насыщение произойдет достаточно нескоро.

Если мы посмотрим на статистику востребованности профессий за квартал со стороны работодателей, то на первом месте — сфера производства и сырья, второе — продажи. Третье — строительство, четвертое — автобизнес, логистика, транспорт и так далее. Где ощущается дефицит? Если посмотреть на «синих воротничков», то запросов на сотрудников в целом по стране больше, чем возможность их обеспечить. Потребность в кадрах сейчас растет.

Сейчас такого сильного тренда на миграцию, как это было в 90-х и нулевых, нет. Люди спокойно остаются в больших городах, могут комфортно жить в Москве и зарабатывать. Столица очень другая. Если сравнить уровень дохода и расходов, выгоды получается не так много. Раньше всем казалось — приеду в Москву, все будет замечательно, сейчас такого нет. Много IT-компаний сейчас создают центр разработки не в Москве, а в том же Татарстане. Потому что в столице нет уже физически людей, а те, что есть, могут быть необоснованно дорогими. Лучше создавать комфортные условия там, где есть квалифицированные специалисты. Люди понимают это и остаются — зачем уезжать, если ты востребован здесь?

О найме родственников и семейном бизнесе

Решения о найме родственников или друзей — это всегда решения, которые даже внутри компании часто абсолютно закрыты. Если посмотреть по срезам, аналитике и обратной связи, мы не видим, что в регионе при трудоустройстве играют роль родственные связи, национальность и так далее.

По соискателям мы тоже не видим перекоса, который мог бы говорить, что на работу принимается только человек определенной национальности. Я не отрицаю, что это может быть. Но, если бы это было, это бы в любом случае где-нибудь просвечивалось. Мы этого не видим.

Ситуаций, когда на работу берут из-за родственных связей или национальности, становится все меньше, потому что люди начинают больше думать про бизнес. С другой стороны, посмотрите на итальянские компании, которые передаются по наследству сотни лет. Это воспринимается нормально, просто вопрос преемственности.

Я уверен, что в Москве, Татарстане, в соседнем Башкортостане есть семейные компании. И это не вопрос, хорошо это или плохо, это просто вопрос, того как они привыкли вести бизнес. Если смотреть на срез по большим компаниям, в том числе и государственным, мы этого не видим.

Если посмотреть срезку по России или Татарстану, то, по нашим данным, 57% соискателей пользуются сайтами и приложениями для поиска работы, 70-80% работодателей для поиска сотрудников используют специальные сервисы. Через знакомых также ищут достаточно много, порядка 35-38% соискателей, 50-60% работодателей. Отдельный тренд последних лет, который стоит упомянуть, — это социальные сети. Люди общаются, проводят там огромное количество времени и заодно ищут работу.

О трендах

Несколько трендов, которые в целом меняют рынок труда. Во-первых, это влияние молодого поколения, которое сейчас только поступает или заканчивает университет, — они думают совсем по-другому. У них абсолютно не работает в голове правило наших родителей «отработал на заводе 20 лет — обеспечил себе хорошую жизнь». Вторая история, теряющая свою актуальность — правило постоянной работы. В США к 2025 году количество фрилансеров и временного персонала будет больше половины. И к нам это тоже дойдет через 5-6 лет.

В России все говорят про диджитализацию и диджитал-скилы. Но по факту молодое поколение уже живет с этим. Сложно себе представить молодого человека, который не умеет что-то делать в компьютере, который не проводит 80% своего времени в смартфонах. Но у них исчезают навыки общения, коллаборации. Это будет очень важно для дальнейшего в целом развития всех отраслей, это то, что заботит уже сейчас работодателей.

Еще один тренд в России — это автоматизация. Часть рутинной работы постепенно уходит, появляется больше интересных профессий, которые не связаны с ручным трудом. Простой пример — грузчики. Они будут трансформироваться в людей, которые будут следить за складом, за наличием, у них будут инструменты, например, роботизированные программы, чтобы автоматизировать работу.

В Европе есть официанты, которым 50-60 лет. У нас спрос на возрастных сотрудников только набирает обороты, когда люди спокойно работают в сфере обслуживания и считают это нормой. Тренды говорят о том, что спрос на сотрудников в массовых профессиях будет становиться больше, и сами профессии будут трансформироваться. Есть профессии, которые будут уходить, будут появляться новые. Но потребуется огромное количество людей, которые нужны для обслуживания нового оборудования и работы с технологиями. И, соответственно, будут появляться профессии, которые для этого потребуются.

Я не верю, что количество профессий будет уменьшаться. Правильнее сказать, что профессии будут трансформироваться с учетом новых технологий и дефицита кадров. Сейчас в России порядка 75 млн трудоспособных людей, через 5-7 лет их число уменьшится на 5-6%.

Занимательно, что раньше все пытались продавать через роботов и верили в эту волшебную пилюлю. Сейчас большинство компаний понимает, что после 5 секунд с роботом перестают разговаривать. «Волшебный» тренд, в который все верили, начинает растворяться.

О «нефтянке» и «синих воротничках»

«Синие воротнички» принимают решение о смене работы достаточно быстро. Потому что у них нет большой подушки безопасности для комфортного поиска и выбора работодателя. Если он меняет работу, значит: ему что-то не нравится на текущем месте, какие-то договоренности не исполняются, но основное, на что они смотрят, это на финансы и удаленность от дома.

«Синий воротничок», если мы говорим про мужчин, это кормилец семьи, если мы говорим про женщин — она тоже вносит весомый вклад в семейный бюджет. Подушка безопасности у них есть на несколько дней, максимум месяц, но ее нет на большой срок. Поэтому они быстро принимают решение о смене работы. Потолок — несколько недель. А в среднем — неделя.

«Нефтянка» очень хорошо росла, когда был тренд 90-х годов на рост стоимости барреля нефти. Сейчас, когда произошло снижение, все увидели, что отрасль не самая стабильная. Огромное количество людей потеряли работу, огромное количество компаний закрылись. Стало понятно, что за счет одной нефти российская экономика расти не может. За счет экологически более востребованного электричества нефть будет потихоньку уходить.

Компании из нефтегазового сектора начали считать деньги. Начали понимать, сколько им стоит сотрудник и как оптимизировать найм, увидели, что на большие непостоянные задачи лучше брать подрядчиков. Сотрудники поняли, что они не могут годами сидеть внутри компании. Рынок сильно изменился.

О фрилансе

Есть много факторов, которые во фрилансе работают в пользу специализированных сервисов. Потому что фрилансеру нужна безопасность сделки, чтобы точно выплатили деньги — нужен «тот», кто за этим проследит. Для них важно удобство.

К фрилансу нужно привыкнуть. У людей еще есть внутреннее ощущение безопасности при офисной работе, возникает иллюзия постоянной работы. В Америке все очень четко — тебя могут убрать из компании, если ты неэффективен. У нас соискатель больше защищен, но этот тренд будет меняться.

Соискатели будут понимать, что работая на нескольких работах, ты будешь иметь больше свободного времени, самостоятельно его распределять. В том числе даже нарезав свое время на маленькие кусочки, ты можешь больше зарабатывать, потому что ты будешь заниматься нужными проектами.

Работодатели готовы отдавать какую-то часть производства во вне, у них есть обслуживающие компании, подрядчики, которые выполняют большую часть задач. Они постоянно считают деньги. Если им предоставить сервис, который может закрывать все эти вопросы и экономить деньги, они будут этим пользоваться. Вопрос как раз в том, что работодатели к этому привыкают. Потому что им проще это все отдать одной компании, чем нанимать некоторое количество фрилансеров.

О разделении труда

Очевидно, что мы не увидим большого количества женщин среди грузчиков — все-таки там тяжелый физический труд, или среди охранников, водителей, хотя они там есть. Если посмотреть массовые профессии — оператор на телефоне, администратор — они в основном с женским портретом. Мне кажется, сейчас к разделению труда стали относиться намного проще, и люди сами по себе стали спокойно на это смотреть.

Все равно российский менталитет подразумевает, что есть женские, есть мужские профессии. Это, наверное, то, с чем мы привыкли жить. Сейчас эта грань стирается.

О незаконных сферах деятельности

У нас есть целая служба, которая занимается постоянным мониторингом и устранением мошеннических объявлений и вакансий из незаконных сфер деятельности. В целом, могу отметить, что массовый шквал подобных объявлений снижается. Мы научились эти объявления быстро фильтровать за счет искусственного интеллекта: алгоритмы вычисляют многое на этапе создания объявлений. Также у нас есть отдел модерации, и сотрудники дополнительно проверяют вакансии и резюме. Таких проблем, которые были раньше, уже нет.

"