Posted 28 ноября 2019, 15:31

Published 28 ноября 2019, 15:31

Modified 17 сентября 2022, 16:34

Updated 17 сентября 2022, 16:34

Суд

Не я жизнь давал, не мне ее забирать – эксперты о смертной казни

28 ноября 2019, 15:31
Фото: 1Mi. Суд
После трагичной гибели 9-летней Лизы в Саратове в России вновь заговорили об отмене моратория на смертную казнь. Председатель Верховного суда Татарстана поддержал эту инициативу. Inkazan узнал у представителей власти и экспертов, нужно ли сейчас возвращать высшую меру наказания.

Мораторий на смертную казнь был наложен 16 апреля 1997 года. Страна ратифицировала протокол к Европейской конвенции о правах человека об отмене высшей меры наказания. Последний такой приговор был приведен в исполнение в московской «Бутырке» в августе 1996 года – казнили Сергея Головкина, признанного виновным почти в 40 убийствах и изнасилованиях детей. С 2009 года российские суды не выносят таких приговоров.

Член Совета Федерации от Татарстана Олег Морозов напомнил, что высшая мера наказания существует, но она не применяется из-за взятого страной обязательства. На территории Европы смертные приговоры исполняют только в Белоруссии. Однако мировая практика показывает, что ее замена на пожизненное заключение практически не влияет на число тяжких преступлений, совершаемых в стране.

«Сама по себе смертная казнь способом избавиться от тяжких преступлений, которые нас больше всего волнуют, возмущают… она не является панацеей. Многие даже считают, что пожизненное заключение - это более тяжкое наказание, чем смертная казнь», – заявил сенатор. По мнению Морозова, сейчас нет оснований возвращаться к этой теме, пока действуют обязательства, взятые Россией перед Советом Европы.

Первый смертный приговор в Советской России огласили в июне 1918 года. Начальника Морских сил Балтийского моря Алексея Щастного обвиняли «в контрреволюционной агитации, попустительстве таковой во флоте, неисполнении приказов советской власти и планомерной дискредитации ее в глазах матросов». Члены трибунала признали его вину. Щастный был застрелен.

Депутат Госдумы Виталий Милонов рассказал Inkazan, что он бывал в горячих точках и в зонах вооруженного соприкосновения - он считает, что нельзя расстреливать человека в наручниках, и выступает против снятия моратория на смертную казнь. «Если человек уже пойман и нейтрализован, расстреливать его зачем? Если он будет знать, что ему грозит высшая мера, он попытается с собой на тот свет унести как можно больше людей. В моем личном понимании – не я жизнь давал, не мне ее забирать», - сказал он.

По словам депутата, «другое дело, террористы, другое дело зона вооруженного конфликта – тут все понятно». Милонов считает, что люди, которые выступают за смертную казнь, сами не готовы пойти и расстрелять человека. Он уверен, что такие заявления чаще всего делают «диванные эксперты».

Фонд «Общественное мнение» провел опрос среди россиян, согласно которому 69% жителей считают, что за определенные преступления должна следовать высшая мера наказания. Граждане заявили, что смертной казни заслуживают насильники, особенно - несовершеннолетних, убийцы, террористы и продавцы наркотиков.

«Этот вопрос, стоит того, чтобы его обсудить. Потому что очень много вопиющих преступлений, после которых этот вопрос о снятии моратория возникает. На мой взгляд, число таких жестоких деяний, соразмерность преступления и нанесенной беды несоразмерного перевешивает наказание даже в виде пожизненного заключения – нет баланса», – заявил депутат Госдумы от Татарстана Марат Бариев.

По его мнению, Госдума может рассмотреть этот вопрос, но при принятии решения она должна в том числе опираться на мнение людей. Inkazan запустил свой опрос в социальных сетях. Почти 40% его участников высказались против возвращения смертной казни. Около 30% хотят снять мораторий на высшую меру наказания, еще 30% считают, что приговаривать к смерти можно в исключительных случаях.

В ходе общения со студентами КФУ председатель Верховного суда Татарстана Ильгиз Гилазов заявил, что является сторонником смертной казни, потому что есть преступления, которые предусматривают только такую меру наказания. Он признался, что за время своей практики он четыре раза выносил смертные приговоры.

Журналист и общественный деятель Николай Сванидзе заявил Inkazan, что он категорически против снятия моратория на смертную казнь. Это связано и с международными обязательствами, и с противоречием такой меры наказания современным реалиям. Он сказал, что «нигде в мире не зарегистрировано, что после введения смертной казни падает преступность – нет такой зависимости».

«При состоянии нашего суда, нашей судебной системы, у нас под нож пойдет очень много невинных людей, и потом их уже не вернуть. Вот по всем этим причинам я категорически против возвращения смертной казни. Проблему преступности она не решит точно, а создаст другие проблемы, причем в большом количестве», – сказал Сванидзе.

Издание «Наш Город» опубликовало информацию о том, что жители Тюменской области выступили за введение смертной казни во время обсуждения проблемы оплаты долгов по алиментам. Они считают, что так следует наказывать тех, кто не хочет финансово заботиться о своих детях.

Депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов сообщил, что обсуждение этой темы каждый раз поднимается после резонансных случаев. Однако, по его мнению, смертная казнь не предотвратит эти случаи. «Тогда вопрос – для чего мы это делаем? На мой взгляд, мы должны ответить на вопрос – что мы хотим, возвратив смертную казнь? Адекватного наказания или какие-то иные вопросы? Это сугубо моя точка зрения и, на мой взгляд, мы не предотвратим такие жесточайшие случаи, вернув смертную казнь», - считает депутат.

Он заявил, что для того, чтобы добиться снижения жестокости, нужно искать другие варианты. Он напомнил, что «любое действие должно быть обосновано – для чего и как». Татарстанские власти тему снятия моратория не поднимали – об этом заявляла официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова.

«Я понимаю, что в известной степени в нашей стране, при огромном количестве судебных ошибок, введение или возвращение смертной казни является, прямо скажу, достаточно «стремным» явлением. Где гарантии, что человек невиновный, а мы очень часто с этим сталкиваемся, не будет приговорен к высшей мере наказания?», – заявил Inkazan генерал-майор ФСБ Александр Михайлов.

С другой стороны, по его мнению, есть факты, когда после совершения тяжкого и особо тяжкого преступления виновника задерживают практически на месте преступления, по горячим следам. По мнению генерал-майора, в таких ситуациях целесообразно применять смертную казнь.

«Хотя здесь мы должны заметить следующее: очень часто бывает так, особенно сейчас идет какой-то суд, когда человек, защищая свою семью, убил пятерых человек в своем доме, против него возбудили уголовное дело. Его поощрять, ему орден нужно дать, за то, что он очистил землю от этих уродов, которые вторглись на территорию его неприкосновенного жилища. Спорный момент, тем не менее, я считаю, что нужно возвращать», – сказал Михайлов.

Генерал-майор также заявил, что общество голосует за смертную казнь потому что понимает, что ситуация может измениться и бандиты, которые убивали людей и насиловали детей через какое-то время выйдут из мест лишения свободы.

«У нас уже несколько случаев, когда человек отбывал пожизненное наказание, вдруг откуда-то не возьмись у них образовалось условно-досрочное освобождение, и после этого он выходил и совершал не менее тяжкое преступление. Вот зачем нам это надо? Мы с вами прекрасно понимаем, что человек произошел из животного, но когда человек возвращается в состояние животного, тем более неадекватного и бешеного, я считаю, что тут нужно вводить смертную казнь для определенных составов преступления, которые сегодня, к сожалению, превалируют в нашей жизни», – заявил генерал-майор.

Подпишитесь