Posted 4 декабря 2019, 14:47
Published 4 декабря 2019, 14:47
Modified 30 ноября, 22:06
Updated 30 ноября, 22:06
В Менделеевске задержали 41-летнего Айнура Харисова. По данным следствия, ночью третьего декабря пьяный мужчина с ножом напал на 38-летнюю жену, 19-летнего пасынка и 2-летнего сына. От шума проснулся еще один ребенок, которому Харисов велел закрыться в комнате - мальчик выбрался из дома через окно и позвал на помощь. К прибытию полицейских женщина и парень были мертвы, двухлетний ребенок скончался по дороге в больницу.
Харисов пытался сбежать, но его задержали. Он рассказал, что напал на семью из-за ревности. Глава Татарстана Рустам Минниханов поручил жестко контролировать расследование уголовного дела. Уполномоченный по правам ребенка в республике Гузель Удачина ведет работу по мальчику, который смог спастись. Сейчас ищут родственников, которые могли бы забрать мальчика после выписки из больницы.
«Уполномоченный занимается этим вопросом, у мальчика есть родной отец и бабушка», – сообщила Inkazan официальный представитель Казанского Кремля Лилия Галимова. По словам Удачиной, спасшийся мальчик на данный момент находится в больнице в Набережных Челнах. С ним работают врачи и психолог. Угрозы его жизни и здоровью нет, состояние стабильное. У ребенка есть родной отец – омбудсмен надеется, что вопрос решится в интересах ребенка, и он займется воспитанием мальчика.
Удачина рассказала, что ей приходилось сталкиваться с разными ситуациями, в том числе и глубоко травмирующими ребенка с точки зрения состояния здоровья и особенно с точки зрения психологического здоровья. Они требуют работы с разными психологами. «Кто-то работает, в ситуации горя, кто-то с детьми ставшими жертвами насилия, насильственных действий», – рассказала омбудсмен, объяснив, что важно привлечь подходящего специалиста.
В январе этого года прокурор Татарстана Илдус Нафиков поднял проблему детской безнадзорности и защиты прав несовершеннолетних. Поводом стал резонансный случай убийства 9-летней девочки, жившей в приемной семье в Алексеевском районе Татарстана. Задержанный опекун Роман Григорьев частично признал вину, заявив, что ребенка бил, но убивать не хотел. По подозрению в истязании детей задержали его жену – 38-летнюю Эллу Григорьеву.
В этом году в Татарстане произошло несколько громких случаев. В марте 51-летний бугульминец пил и поссорился с женщиной, за нее вступились ее 16-летний сын и его друг. Мужчина несколько раз ударил их ножом – второй подросток скончался. В августе 48-летний знакомый пришел в гости к матери 9-месячной девочки в Казани – она попросила его посидеть с ребенком и ушла в магазин. Девочка начала капризничать. Знакомый избил ее, впоследствии ребенок умер. Задержанный признал причастность к преступлению.
Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин заявил Inkazan, что чаще всего преступления против детей совершаются в состоянии аффекта, которое возникает из-за психических расстройств и чему способствует употребление алкоголя, наркотиков и ряд других причин. Часто их совершают те, кто состоит на учете у психиатра – такие люди могут планировать убийство из-за нарушения сознания.
За прошедший год женщины несколько раз оставляли новорожденных детей на улице – на них заводили уголовные дела по факту покушения на убийство или оставления в опасности. В конце лета в соседнем Башкортостане 28-летняя женщина заявила о пропаже годовалого сына, а затем призналась, что задушила мальчика и закопала его у себя в саду.
Гарифуллин рассказал, что на третьем месте по частоте совершения находятся убийства детей, вызванные устойчивым депрессивным синдромом и установкой из области зоопсихологии. Он объяснил, что у самок животных на уровне инстинктов есть программа по уничтожению своих детенышей. Поэтому, по словам эксперта, ветеринары очень часто вовремя оттаскивают матерей от плода.
«Есть разные теории, согласно одной, например, этот плод сделал больно. Это (убийство – Inkazan) реакция на ту боль, которую причинили роды. И матери очень часто признаются, что на первом этапе они даже видеть чадо не хотят, потому что это враг, который доставил такие мучения, из-за которых она чуть не погибла», - сказал психолог. Однако многие восстанавливаются после родов.
Осенью этого года в Набережных Челнах 32-летняя женщина убила одного и ранила другого своего сына. Ночью шестого октября она поругалась с мужем на почве ревности, мужчина ушел из дома. Женщина ударила ножом в грудь сыновей 2013 и 2017 годов рождения и попыталась покончить с собой. Младший ребенок скончался на месте, старшего и мать спасли. Удачина заявляла, что семья не считалась неблагополучной. «Это ужасающая трагедия, которая не укладывается в голове», - сказала она.
«Сама по себе ревность бывает патологической, то есть личность является психопатом и имеет нарушения, и поэтому если она попадает в условия ревности, в которые попадают все, то ее действия становятся радикальными. Не всякая ревность приводит к радикальным действиям, но ревность присуща всем», – рассказал Гарифуллин. По его словам, мотив к убийству может возникнуть и в ситуациях, связанных с предательством.
Например, когда жизнь родителя завязана на воспитании ребенка, а он разваливает эти жизненные ценности. У некоторых взрослых в такой ситуации может возникнуть сильное чувство пустоты, что может привести к мысли «я тебя породил, я тебя и уничтожу», считает психолог. Чаще всего к этому приходят родители, чьи дети терроризируют семью, окружающих и являются злостными рецидивистами. Правоохранительные органы, считает Гарифуллин, могут не реагировать на это, потому что «благодарны» за ликвидацию нарушителя.
К убийству, по мнению психолога, могут привести факторы, связанные с идеологией. Если, например, родитель разделяет одни взгляды, а ребенок другие, то может возникнуть конфликт мнений, и родитель воспримет дитя чуть ли не как «предателя родины».