Как построить и подарить городу зловонный объект: опыт ООО «Бриз»

6 декабря 2019, 16:34
ЖК «Волжская гавань», построенный ООО «Бриз» Андрея Белякова, увеличил нагрузку на изношенные городские сети и долго был причиной вони на улице Боевой. Inkazan узнал, как компании удалось без уведомления Госстройнадзора возвести воняющую станцию во дворе домов и подарить ее городу, избежав ответственности.

В 2016 году «Бриз» построил ЖК «Волжская гавань», построенный на частично намытом аракчинском мысе. Тогда же подтопило поселок Старое Аракчино. По словам теперь уже бывшего сотрудника Госстройнадзора (ГСН) РТ Ленара Мухаметзянова, причиной могло стать то, что застройщик засыпал водопропускные трубы. Тогда еще консультант ГСН встретился и с Беляковым, и с представителем исполкома Казани.

Последний сообщил: компания получила разрешение на застройку территории при условии, что она возведет на территории ЖК водоочистную станцию. «Не просто сооружение водоочистное, а именно станцию. Круглосуточную, с людьми», - сказал Мухаметзянов. Если ранее осадки стекали в Волгу по оврагам, то новый объект должен был очищать стоки со всего Аракчино.

Темпы строительства в Кировском и Московском районах, где располагается ЖК и поселок, растут. За 2015 год было введено 67 тысяч кв. метров жилья – на 55% больше, чем годом ранее. С 1973 года эту территорию обслуживает канализационно-насосная станция (КНС) «Верхняя» - сейчас она на грани аварийного состояния и не может справиться с существующим объемом стоков.

В 2014 году появился проект КНС «Заречная», ее возведение планируют завершить к 2028 году. В долгосрочной перспективе это позволит построить 6,5 млн кв. метров жилья. Сегодня в основном застраивается южная часть города, где нет таких проблем с сетями. «Бриз» же возвел в Кировском районе три ЖК, четыре дома и офисное здание.

«Новая КНС «Заречная» важна для масштабного строительства, а не отдельного ЖК: ее запуск и вывод на проектную мощность обеспечит канализованием 650 тысяч жителей - это примерно четыре города Альметьевска», – сообщили в мэрии Казани. До пуско-наладочных работ первой очереди, которые запланированы на 2020 год, «Волжская гавань» создает дополнительную нагрузку на устаревшие сети.

Мухаметзянов заявил, что в 2016 году «Бриз» построил на объекте водоочистное сооружение, а не станцию: в нем канализационные воды отстаивались и стекали в Волгу. Он добавил, что руководитель регионального органа инспекции Эдуард Нигматуллин объяснил, что Беляков «изменил экспертизу», предоставив другую, в которой говорилось о необходимости строительства лишь небольшого сооружения.

По словам Мухаметзянова, по объемам очистки его не хватило бы даже на «Волжскую гавань», не говоря о стоках Аракчино. Руководство инспектора настаивало на том, что документы в порядке. В конечном итоге Беляков построил КНС в нескольких километрах от своего ЖК – во дворе дома №163 по улице Боевая.

В ответ на запрос Inkazan в ГСН заявили, что заключение о соответствии на объект не выдавалось, так как инспекция не была уведомлена о начале его строительства. Мухаметзянов рассказал: трубы от ЖК до Боевой идут по берегу Волги, местами – по дну реки. Экс-консультант ГСН считает, что «Бриз» «физически не смог бы пройти экспертизу».

«Можно строить вводоохраной зоне, но там дорогостоящие мероприятия должны быть на случай любой аварии, чтобы вода не попала в реку. Ничего не вечно, эти трубы когда-нибудь лопнут, и Волге - все… Там давление огромное, около 6 атмосфер, две трубы, под водой. И выяснится это как всегда через неделю, когда вся Волга будет отравлена», – заявил Мухаметзянов.

Он сообщил, что не стал подписывать заключение о соответствии на дома «Волжской гавани», несмотря на настояния руководства. Мухаметзянов рассказал, что потребовал от «Бриза» геодезическую схему сетей, после чего на его действия поступила жалоба от Белякова – бизнесмен якобы заявил, что предоставление этих документов не входит в его компетенцию.

Мухаметзянова уволили, он обратился в прокуратуру. В ведомстве подтвердили, что заявление от него поступало. В апреле прошлого года следком передал материалы дела в отдел полиции «Япеево», который отказался возбуждать уголовное дело. Прокуратура решение отменила и вернула материалы на дополнительную проверку, в том числе законности монтажа сетей водоснабжения «Бризом».

Несмотря на то, что ГСН заключение о соответствии на них не выдавало, компания получила разрешение на ввод КНС и внеплощадочных сетей в эксплуатацию. По словам Мухаметзянова, это значит, что и акт ввода жилых домов ставится под сомнение. Inkazan направил запрос в «Бриз» с просьбой прокомментировать ситуацию. На момент публикации материала ответ не поступил.

Жители улицы Боевая, на которой Беляков разместил КНС, жаловались на запахи, исходящие от станции, и сброс неочищенных стоков в Волгу. Жительница дома №163 Валентина Елисеева рассказала, что люди ощущали запахи, идущие от расположенного в 15 метрах от подъезда объекта. По ее словам, несколько раз «насос не срабатывал, и все здесь было, и самое главное все в залив утекало».

«Тогда много журналистов приезжало, Метшин (Ильсур, мэр Казани – Inkazan) приезжал, и Егоров (Андрей, генеральный директор МУП «Водоканал» – Inkazan). А эту знаете зачем поставили? Они оттуда (с «Волжской гавани» – Inkazan) гнали сюда, а потом обратно туда. А зачем они ее сюда ставили, вообще представления не имею», – рассказала Елисеева.

В феврале прошлого года, встречаясь с местными жителями, Метшин заявил, что сооружение возвели «некие подрядчики» и призвал «соответствующие органы» проверить их деятельность. Незадолго до этого в одном из ответов местным жителям мэрия сообщила, что станцию строила компания «Бриз» Белякова, которая, по словам собеседника Inkazan, близка к мэрии города.

Застройщик передал станцию МУП «Водоканал», сняв с себя ответственность. В пресс-службе мэрии Казани Inkazan заявили, что КНС переведена в резерв, а сточные воды «Волжской Гавани» транспортируются «в нормативном режиме и полном объеме» в централизованные сети водоотведения МУП «Водоканал». Елисеева рассказала, что до сокращения работала на КНС на Боевой круглосуточно.

Сначала объект обслуживал ближайшие многоэтажные дома №163 и 161, когда к нему подключили вторую станцию – для «Волжской гавани», «там вообще тонули», рассказала Елисеева. По ее словам, станция не была рассчитана на такие объемы стоков, на ней не были установлены фильтры – отсюда специфический запах. Сейчас объект, обслуживающий «Волжскую гавань», не работает.

Зато на въезде в ЖК «Волжская гавань» стоит обшитое пластиком строение, такого же желтого цвета, как КНС на улице Боевая и с такими же трубами на крыше, от которого идет специфический запах.

#Общество #Фоторепортажи #Эксклюзив #Новости #МУП "Водоканал" #Мэрия #Госстройнадзор РТ #Канализация
Подпишитесь