Пятого мая SSJ100 «Аэрофлота» загорелся после неудачной посадки в Шереметьево - погиб 41 человек. В самолет попала молния, он перешел ручной режим управления. Следствие установило: при посадке была превышена скорость, что привело к подпрыгиванию судна. Шасси пробило топливные баки, самолет загорелся. После этого началась массовая отмена рейсов авиакомпании. В октябре пилота Дениса Евдокимова обвинили в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшего смерть двух или более лиц.
Если на расследование этой катастрофы потребовалось пять месяцев, то на причины крушения Boeing 737-500 в аэропорту Казани в 2013 году устанавливали шесть лет. В ноябре главное следственное управление следкома России заявило, что причиной гибели 50 человек, среди которых глава управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов и сын главы республики Рустама Минниханова Ирек, стала ошибка пилотов - Рустема Салихова и Виктора Гуцула. Первый не имел достаточных навыков пилотирования, не прошел должную подготовку и был допущен к полетам на основании фальшивых документов.
Следствие выяснило: их подготовил заместитель гендиректора ОАО «Авиакомпания Татарстан» Валерий Портнов. Подготовкой летчика должен был, но не занимался шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин. Их обвинили обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта и халатности, суд начнется в ближайшее время. Дело в отношении пилотов прекратили в связи с их смертью.
15 августа этого года Airbus «Уральских авиалиний» вылетел из подмосковного Жуковского. Из-за попадания птиц в двигатель борт начал терять высоту. Командир экипажа Дамир Юсупов посадил судно в кукурузное поле у деревни Рыбаки на ручном управлении. Пилоты и бортпроводники эвакуировали пассажиров, многие получили легкие травмы. Катастрофа получила название «Чудо на кукурузном поле», Юсупову и второму пилоту присвоили звания Героев России.
Комментарий председателя совета директоров группы компаний «Тулпар» Азата Хакима:
Катастрофа Superjet в Шереметьево произошла на глазах у всех. Было много видео, была явно видна ошибка пилота - как он вывел на «прогрессирующего козла» самолет. Не нужно было расследовать множество версий по отказу техники и так далее. В случае с Boeing в Казани погибли все, кто был на борту, свидетелей как таковых не было. Поэтому следствие начинало с версий о технике, а потом включало все остальное. Расследовалось очень много, поэтому это и заняло долгое время.
Понятно, что в любой катастрофе конечный крайний – пилот. Но катастрофы просто так не бывает. Это и летные работы, и ошибки в работе авиакомпаний. В катастрофе «Аэрофлота» была недоученность пилота. В реальных условиях он не тренировался, для него это была стрессовая ситуация, к которой он не был готов.
В катастрофе в Жуковском пилот оказался в нужное время на нужном месте. Он оказался подготовленным. Такими пилотами должны быть все. По сути, сегодня самолеты летают сами, а летчики по большому счету являются операторами. Но, когда появляется экстренная ситуация, только пилоты могут принять моментальное и грамотное решение. Вот эти ребята как раз оказались профессионалами, которые за доли секунды приняли такое решение.