Posted 3 января 2020, 11:00

Published 3 января 2020, 11:00

Modified 20 августа, 15:34

Updated 20 августа, 15:34

Итоги-2019: замужество и парки Фишман-Бекмамбетовой

3 января 2020, 11:00
Редакция Inkazan подводит информационные итоги года, вспоминая о наиболее значимых событиях, которые освещались в новостях издания.

В феврале председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов заявил, что курирующая благоустройство общественных пространств помощник главы Татарстана Наталья Фишман «нужна на федеральном уровне». Глава республики Рустам Минниханов ответил: регион готов обучать специалистов, но «совсем отдать» помощницу он не может. В Татарстане планировали открыть бюро, руководящее благоустройством российских городов.

Пока Фишман помогает Курску использовать опыт республики, решает проблему строительства набережной в Вологде и возглавляет Евразийское отделение World Urban Parks.

В апреле помощница Минниханова официально стала Фишман-Бекмамбетововой. Слухи об ее отношениях с режиссером ходили с 2018 года, свадьба прошла в узком кругу, завершившись пикником на набережной Кабана. Бекмамбетову в шутку предлагали снять новый проект для продвижения жены, но с этим она справляется сама, например, гуляя по городу с блогером-миллионником Ильей Варламовым.

Она привлекала внимание «острыми» высказываниями — о соседстве парков с кальянными, установке ограждений на театральном фестивале. Дала интервью Forbes, где предрекла приток молодежи в Казань и поделилась — люди думают, что она много ворует. Громким стал скандал с разрисовавшими набережную Кабана молодыми людьми, когда Фишман в прямом эфире в Instagram показала, как они закрашивают надписи, и заставила их извиниться — это вызвало неоднозначную реакцию пользователей.

Завершение второй очереди благоустройства набережной за 1 млрд рублей было одним из самых ожидаемых событий года, пока помощник главы Татарстана не сообщила, что полностью ее сдадут только весной 2020-го. Она пообещала, что осенью 2019-го введут в эксплуатацию участок на улице Марджани и у фитнес-центра — этого не произошло. Тот же Варламов и ряд других экспертов поставили объект в топ-10 лучших набережных России.

В Казани не завершена начатая в 2015 году реконструкция парка «Черное озеро». Фишман-Бекмамбетова сказала, что участок, на котором должны построить павильоны, в собственности инвестора, сняв с себя ответственность. Однако казанцы продолжают жаловаться на разваливающиеся ограждения в парке. Продолжается благоустройство Лебяжьих озер, а проблему с отсутствием скейт-парка, строительство которого одобрил Минниханов, горожане решают сами.

К 2035 году в Казани запланировано строительство еще 11 набережных и 600 скверов. При участии Фишман-Бекмамбетовой идут два крупных проекта — разработка концепции развития Казанки и программа благоустройства дворов. Последняя появилась в рамках выборов в Госсовет и забылась — помощник главы Татарстана даже не стала ее комментировать.

Фишман-Бекмамбетова участвовала и в напрямую не относящихся к ее деятельности инициативах: украшении города к Новому году в сезон 2018/2019, стоимость которого до сих пор хранится в тайне, внесла свою лепту в заморозку странного проекта Tubatay Tower, заседала в комиссии по выбору нового главного архитектора Казани.

Комментарий активиста Леонида Иванова:

Я думаю, что срыв сроков — это национальная фишка, связанная с сотрясанием воздуха как первыми лицами, так и их советниками, которые имеют прежде всего не архитектурное, не строительное образование — они пиарщики. Здесь, как и во всей стране, не до конца продуман авторский надзор. Когда приходят строить простые работяги, то делают не так красиво, как это выглядит на картинке.

На Черном озере металлический забор существует уже года два-три. Зато с помпой открыли каток — там только лед залить. С участвовал с начала в разработке концепции набережной Кабана, но сейчас я вижу, что на выходе это не совсем то, что было представлено на конечной презентации. Видимо, сокращали бюджеты.

Я думаю, что персоналистская модель, когда есть фея и волшебница казанских скверов, должна быть не такой. Надо создать систему выстраивания местных кадров, более активно воспитывать и развивать, чтобы если из системы выскочит добрая фея, она работала слажено. Реалии показывают, что в итоге будет так, как и должно быть — именно та сбалансированная модель.

Казань уже выглядит лучше и впереди других регионов, и люди стали меняться. Власти, у которых «пригорает» немножко из-за того, что граждане требуют соучастия, готовы влиять на это. «Мифотворческая» модель начинает тормозить при разработке стратегии развития Казанки.

Приехало неплохое петербургско-парижское бюро, вроде бы делает неплохие вещи, но чувствуется вокруг них какой-то вакуум, и горожане понимают, что есть какой-то подвох. Что их вовлекают в схему по зарабатыванию денег, потому что на благоустройстве прокручиваются неплохие средства. Средства налогоплательщиков.

На тот момент, когда я общался хорошо с Наталией Фишман, она планировала провести здесь одно лето, но стала советником, вот этой доброй феей и здесь уже пять лет. Я ее деятельность приветствую, но она делает не только положительное, но и не совсем правильные вещи — то, что она не получает поддержку местных кадров и зарабатывает такой антирейтинг. Я надеюсь, что она и будущие дети Фишман будут жить и расти рядом с нами жителями города.

Подпишитесь