Posted 4 января 2020,, 11:00

Published 4 января 2020,, 11:00

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Итоги-2019: проблемы НКНХ и передача власти по наследству в «ТАИФе»

4 января 2020, 11:00
Редакция Inkazan подводит информационные итоги года, вспоминая о наиболее значимых событиях, которые освещались в новостях издания. В группе компаний «ТАИФ» сменился генеральный директор и произошел самый крупный за историю предприятия пожар.

В последние годы безаварийным для ПАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) был только 2014-й. 19 апреля этого года на одном из заводов НКНХ во время ремонта загорелась производственная установка — собеседник Inkazan заявил, что произошел взрыв. Пострадали 17 работников подрядной организации, четверо погибли. В день трагедии в Нижнекамск выехал глава минздрава Татарстана Марат Садыков, ситуацию на контроль взял глава региона Рустам Минниханов.

К августу Ростехнадзор подготовил первые результаты расследования, отметив системный характер причин ЧП. Оправдываясь, НКНХ заявил, что в отрасли есть проблема с «профессиональной подготовкой кадров и оценкой их поведения и реакций в рабочих условиях», а в инциденте виновна «банальная халатность». Ростехнадзор ответил: человеческий фактор — «это совокупность причин, которые не побуждают работников предприятия выполнять прописанные требования».

В управлении заявили, что НКНХ медленно заменяет старое оборудование, а предприятие отделалось штрафом за несоблюдение требований безопасности в 1 млн рублей. Следком расследует уголовное дело, к ответственности никого не привлекли. По мнению Ростехнадзора, предпосылки к ЧС сохраняются. НКНХ открыл в Нижнекамске ожоговый центр — теперь пострадавших не придется транспортировать в Казань.

ЧС не могут не отразиться на экологии и здоровье населения. Жители Нижнекамска жалуются на химические запахи и недомогание. В сентябре из-за залповых выбросов предельно допустимая концентрация этилбензола была превышена в 11 раз. Городские власти собрали возможных виновников, прокуратура принялась их проверять, работников попросили анонимно «сдать» нарушителей. НКНХ допустил, что выбросы могли произойти по его вине. В декабре возбудили уголовное дело о загрязнении атмосферы.

Это произошло при новом руководстве компании «ТАИФ». На место гендиректора Альберта Шигабутдинова пришел его сын Руслан, с 29 лет работавший заместителем отца, который стал его советником по развитию. Минниханов заявил, что «не воспринял сразу» решение «уступить место молодым».

Топ-менеджеры и акционеры компаний регулярно попадают в списки Forbes: владелец акций Айрат Шаймиев и член совета директоров «ТАИФа» Радик Шаймиев попали в топ-200 самых богатых россиян, топ-10 богатейших семейных династий, а замдиректора компании Гузелия Сафина попала в рейтинг 25 богатейших женщин страны. В конце года Минниханов заявил, что у руководства республики есть вопросы к группе компаний, которая «ссылаясь на сложное финансовое положение, ограничили участие в социальных проектах». Он объяснил это сменой руководства.

Комментарий главного редактора издания «Нефть и капитал» Владимира Бобылева:

Многие российские предприятия, нефтеперерабатывающие прежде всего, существуют давно — большинство из них создавались в советские времена. Поэтому определенное оборудование устаревает, требует модернизации, ремонта, зачастую капитального. Все крупные компании имеют программы модернизации, связанные с обновлением оборудования для выпуска товарной продукции, в том числе отвечающего за экологическую и промышленную безопасность предприятия. Периодически какие-то аварии на предприятиях случаются, потому что это опасные производства, от этого трудно застраховаться на 100%.

Что касается кадровых вопросов, то проблема существует. Многие специалисты инженерного состава, причем это касается и перерабатывающих, и добывающих предприятий, — люди достаточно возрастные. Происходит плавная поколенческая замена людей, получивших образование в советский или в конце советского периода, когда система образования была эффективной и качественной. На их место приходят молодые специалисты. Их состав с точки зрения образования и опыта крайне неровный. Человеческий фактор действительно существует.

Все программы компаний, направленные на обеспечение безопасности, на обучение специалистов, не вдалбливание им в голову ключевых аспектов безопасности, не всегда помогают.

"