В Казань пришла аномальная оттепель — снег и лед начали таять с невероятной скоростью, а вместе с ними «тает» и асфальт, разрушаясь под тяжестью машин. Хотя руководство региона не раз заявляло, что работы нужно делать качественно, тем не менее такие капризы погоды дороги не выдерживают.
На сайте «Народного контроля» Ильнур В. написал, что на проспекте Фатыха Амирхана, рядом с Дворцом единоборств «две большие ямы на дорогах общего пользования». Пользователь просит устранить проблему в кратчайшие сроки. На это администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани ответила, что «вопрос ремонта данного объекта будет рассмотрен при выделении средств на проведение ямочного ремонта».
«На участке дороги в промежутке между улицей Центральная, д. 89 до Центральная дом 109 в поселке Салмачи огромные ямы посреди дороги, которые затрудняют движение автомобилистов, особенно в час пик» — написала Ильвира Н. (орфография и пунктуация автора сохранены). Заявку на сайте поддержал 21 человек, сейчас она переадресована администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани.
Опрошенные Inkazan эксперты обратили внимание на то, из чего делаются дороги. В характеристики материалов, как правило, закладывают определенное количество циклов замораживания-размораживания, отметил преподаватель кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей КГАСУ Игорь Майстренко.
«Для каждого материала это своя цифра, свое число. Может быть придется корректировать какие-то характеристики материалов, если это количество циклов замораживания-размораживания будет изменяться в худшую сторону», — предположил Майстренко.
Представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов считает, что дороги как были в неудовлетворительном состоянии, так и останутся, особенно в местах, «где липушки с трещинами». Он объяснил, что автомобилисты могут видеть только верхнюю часть повреждений. На самом деле трещины уходят вглубь, и с каждым годом вода точит асфальт и расширяет ямы.
Даже если дороги прокладываются по ГОСТу и из качественных материалов, есть и другие факторы, влияющие на качество.
«Тот же самый гравий, щебень, фракция, если она чуть мельче — соответственно асфальт будет жестче, если она чуть больше — асфальт будет мягче и сцепка будет лучше», — отметил Золотов.
Ситуацию усугубляет и то, что гарантия на дорогу не соблюдается. Бывают случаи, когда субподрядчик строительства на следующий год исчезает, и не с кого спросить. Заказчику приходится за свой счет восстанавливать дорогу.
«Получается, опять город, администрация будут ремонтировать дорогу за свой счет. Мы этого не видим, потому что каждый год из бюджета закладывается на дороги. И мы не знаем, либо новые дороги строят, либо латают старые», — посетовал Золотов.
Но дело не только в техническом процессе, но и в эксплуатации дорог, считает эксперт.
«Здесь очень многое зависит и от водителей, как они эксплуатируют автомобили — многие, например, шипы не меняют и с пробуксовкой ездят, это тоже большая нагрузка для асфальта. У нас же если потеплело, это же не значит, что земля промерзлая. Земля также оттаивает, и грунтовые воды, весенние и осенние дожди, которые размывают, тоже влияют на качество дороги — большегрузами их просто продавливают. Вот эта колейность на новых дорогах как раз и говорит о том, что неудовлетворительное качество», — добавил Золотов.
По его мнению, построенные в СССР дороги до сих пор находятся в нормальном состоянии в отличие от современных, которые «переделывают каждые 2-3 года».
При этом современные технологии, которые могли бы изменить ситуацию, уже испытывали в Татарстане. Как рассказал заведующий кафедрой высоковязких нефтей и природных битумов КФУ Алим Кемалов, в вузе создали концентрат, который прослужил без ремонта 14 лет. Его испытали на участке на южной трассе с интенсивным движением и большой грузонапряженностью. По мнению Кемалова, концентрат мог бы прослужить и дольше, если бы в один момент этот участок не закатали другим асфальтом.
«Сколько менялось министров, сколько они посещали этот участок дороги, смотрели, подтверждали. И мы говорили во весь голос: „Почему вы не внедряете? Что вы ищите? Вот вам, ребята, прекрасная технология“. Но министерства действительно стали по большому счету неповоротливыми. А тогда тем более что-то сверхъестественное искали, а время шло», — выразил сожаление Кемалов.
Эксперт считает, что создание модифицирующих связывающих во многом сдерживает и мешает такому негативному процессу, как резкая смена климата. Они не позволяют воде проникать с поверхности.
Но, по словам Кемалова, воздействие на дорожное полотно идет не только сверху, но и снизу. Дело в том, что в Татарстане капиллярные воды находятся близко к поверхности, проникают и «начинают встраиваться между каменным материалом и вяжущими». Таким образом, камень, щебень оголяются, и выкрашиваются верхние слои дороги.
«Для этого нужно очень хороший каменный материал иметь. Или слабые каменные материалы нужно каким-то образом гидрофобизировать. Нужны гидрофобизаторы. Которые бы обволакивали каждый камушек и создали пленку, чтобы вода не могла дойти до голой границы этого каменного материала. Мы тоже занимаемся гидрофобизаторами такого рода и, конечно, в скором времени потребуется их промышленный выпуск», — заключил Кемалов.
Перепадов температур не выдерживают и коммунальные сети. Так на днях в Казани на проспекте Хусаина Ямашева провалился асфальт. Яма на асфальте образовалась возле остановки «Магазин «Океан». Причиной стали аварийные работы на канализационном коллекторе.
Повреждения на тепловых сетях могут возникать в любое время года, но наиболее остро эта проблема стоит при нестабильной температуре. Во время оттепелей и сильных заморозков от резких перепадов температур слои грунта могут двигаться из-за того, что содержащаяся в нем вода замерзает и тает, земля от этого может вспучиваться и проседать, а пролегающие на глубине коммунальные сети смещаются и могут разрушиться.
Однако к линиям связи, проложенным в кабельной канализации и грунте, это, похоже, не относится. Как рассказали в ПАО «Таттелеком», они «вообще не подвержены влиянию циклического изменения температуры».
Перепады температур могут влиять только на линии связи, проложенные воздушным способом, и то несущественно. К тому же, лишь незначительная часть линий, расположенных в селах, проложена таким методом.
Что касается мобильной связи, от погодных условий в значительной степени зависит качество связи операторов, чьи базовые станции подключены к сети по радиоканалу. Проблем не возникает у компаний, использующих другие технологии. Например, у оператора мобильной связи «Летай», принадлежащего «Таттелекому», 94% станций подключены к сети по волоконно-оптическим линиям связи. Благодаря этому погода практически не влияет на качество мобильной связи.
«Оборудование сети передачи данных, телевидения, телефонных станций установлено внутри зданий, телекоммуникационных шкафов и контейнеров, оснащенных системой климатики, и в минимальной степени подвержено влиянию внешних фактов. Влияния возможны только в случае выхода из строя систем климатики, но вероятность этого, как показывает практика, минимальна», — рассказал Inkazan заместитель генерального директора ПАО «Таттелеком» по техническим вопросам Марат Халиков.
Для устранения повреждений на базе каждого филиала созданы аварийно-восстановительные бригады.
В интервью изданию Bloomberg заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков заявлял, что ежегодно Россия из-за таяния льдов теряет от 50 до 150 млрд рублей. С каждым годом сумма ущерба будет только расти. По его словам, оттаивание почвы в Арктике может угрожать многим зданиям и сооружениям. И из-за погодных аномалий в городах лопаются трубы и рушатся сваи.
Сквозь образовавшиеся швы и поры дождевая вода попадает внутрь стены строительной конструкции, что способствует образованию трещин. А так как вода при замерзании расширяется, то это приводит к появлению мелких трещин, которые с каждым циклом «замерзание-оттаивание» увеличиваются в размерах. В конце концов фасад разрушается. Даже минимальные деформации могут снизить прочность здания. Вдобавок при благоприятных условиях в таких трещинах начинают активно размножаться микроорганизмы. И стены в домах покрываются плесенью, мхом и лишайником. А если под облицовкой располагается утеплитель, то избыток влаги приведет к его насыщению водой, что существенно увеличит коэффициент теплопроводности. В результате из-за снижения уровня теплоизоляции утеплителя значительно возрастают затраты на отопление дома.
Металлоконструкции также страдают от влаги. Увлажнение запускает коррозионные процессы — метал ржавеет и постепенно утрачивает прочность в результате отслоения окисленных слоев.
Теплая погода все же не так страшна зданиям, как лютые морозы, считает преподаватель кафедры железобетонных и каменных конструкций КГАСУ Алексей Антаков.
«Влага и в нормальные зимы в толще стен туда-сюда перемещается, в зависимости от уровня минусов. Она точно также замерзает и оттаивает. А сейчас, пока плюс стоит, она не замерзает. Поэтому я говорю, что это даже лучше, чем серьезные морозы. Она не замерзает, не расширяется, структуру материала не рвет. Именно перепад температур с плюса в минус, конденсат замерзает, разрывает все, что в состоянии разорвать», — рассказал Антаков Inkazan.
Аномальная температура приносит и другие неприятности. Так, из-за теплой погоды в этом году на Казанке даже не проводились крещенские купания. Хотя толщина льда на реке у храма-памятника в честь Нерукотворного образа Спасителя составляет 21 сантиметр, епархия решила не проводить купания в этом месте.
Также в связи с потеплением в Татарстане приостановят работу ледовых переправ. Прекратили работу переправы через Волгу в Зеленодольском районе, ведущая из Зеленодольска в Нижние Вязовые, и через Волгу в Верхнеуслонском, ведущая от Аракчино в Верхний Услон. Запрещено ездить и по ледовой переправе через Каму по маршруту село Покровское — поселок Красный Ключ.