У Татарстана далеко не лидирующие позиции по площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ): они занимают 6,3% от площади республики, это 61 место среди регионов России. Госкомитет РТ по биоресурсам уверен: этого недостаточно, ведь в стране доля доходит до 11%, мировые стандарты еще выше. Площадь таких зон в РТ хотят увеличить до 13%.
Одна из таких территорий появилась в декабре 2019 года. Особенность заказника «Волжские просторы» состоит в том, что это острова Куйбышевского водохранилища. Он располагается на землях Верхнеуслонского, Зеленодольского, Лаишевского районов и Казани.
Новый заказник раскинется практически от границы республики в Зеленодольском районе до слияния Волги и Камы, в районе Тетеево.
С 2013–2014 годов с подачи экоактивистов обсуждается территория Куйбышевского водохранилища. Тогда в районе поселка Займище было месторождение песка, в 2015-м его добычу прекратили.
Основательно за создание заказника взялись в 2017-м, а в конце 2019-го вышло постановление, напомнил историю вопроса замминистра экологии и природных ресурсов Фаяз Шакиров. Разово на заказник выделят 30 млн рублей, а в год его содержание будет обходиться в 8-15 млн рублей.
«Волжские просторы» представляют собой острова. Сложно сказать, сколько их: из-за изменения уровня воды одни и те же участки суши можно назвать по-разному. Исследователи в 2018 году подсчитали, что таких изменчивых «объектов» в заказнике 325, а настоящих островов — 163. Такие данные озвучил заместитель директора по научной работе Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ Дмитрий Иванов.
Они привлекают дачников и просто любителей природы. Присутствие человека не может не сказаться на островах.
«В настоящее время наибольшая негативная нагрузка на острова приходится со стороны садово-дачной деятельности и нерегулируемой рекреации», — отметил Шакиров.
Рыбакам
Рыбаков с удочками поспешили успокоить: для них ничего не изменится.
«Хотел бы отмести все домыслы. Нет никаких ограничений дополнительных для рыбаков-любителей. Нет и не будет. При соблюдении действующих правил рыболовства, то есть в установленные сроки, с использованием тех же плавсредств, разрешенными орудиями лова, ограничений нет и не будет», — подчеркнул председатель комитета РТ по биоресурсам Фёдор Батков.
А браконьерам, которые хищницкими способами уничтожают биоресурсы, используют сети, посоветовали задуматься. Их могут привлечь по статье о незаконном вылове (ст. 256 УК), нарушителям грозят санкции от штрафов до лишения свободы.
«Браконьерам можем сказать: кто, где занимается, куда уходит браконьерская рыба, мы уже знаем. И обеспечение порядка на данной территории будет выполнено», — предостерег их Батков.
Отдыхающим
Ежегодно на острова приезжают более 40 тысяч туристов. Любители отдохнуть на природе по-прежнему смогут прибывать на острова, но с рядом условий.
«Граждане выехали отдыхать. Пожалуйста — никаких запретов. Также можно использовать плавсредства. Но если посетили данную территорию, будьте добры — уберите за собой. Никаких пакетов, никаких отходов не должно остаться. Есть контейнерные площадки. С собой забрали, утилизировали», — сказал председатель комитета.
Кроме того, в заказнике для любителей походов выделят отдельные участки — под разведение костров и под палаточный отдых.
«На ряд островов, слава богу, добраться на лодке можно, но зайти практически невозможно. Это очень густые заросли, которые многие из видов (животных — Inkazan) себе облюбовали», — дополнил Иванов.
Стихийных стоянок тоже быть не должно.
Следить за порядком будет специально созданная дирекция. Она будет состоять из 10 штатных единиц: руководитель, плюс по три специалиста на район. На «вооружении» дирекции будет такая техника, как автомобиль, моторные лодки, квадрокоптер, снегоходы.
Владельцам дач
На островах расположены более 2 тысяч дачных строений. Владельцам участков, которые оказались в границах заказника «Волжские просторы», пообещали не сносить их постройки. Но объекты придется узаконить. Построить новую дачу не получится: на освоение новых территорий вводится запрет.
«Есть дача, владелец баню строит. Пожалуйста — это не запрещено. Или реконструирует. Но образование новых участков и строительство на этих участках запрещено. Причалы, если позволяет территория и законом будет разрешено, то да, мы будем согласовывать. Если условия водопользования не позволяют, то это будет запрещено», — добавил Батков.
На кадастровом учете остаются участки, где с 2011 года ПСО «Казань» Равиля Зиганшина проводило работы по намыву песка. На образованных территориях должен был появиться элитный жилой район.
Сегодня речи о размывке не идет. Однако и планам по застройке, похоже, не суждено сбыться.
«По виду использования — это сельхозназначение, там есть и неопределенный вид использования. Но это не дает права, я сразу хочу вас предупредить, что там появятся какие-то объекты», — заявил Батков.
Добывающим компаниям
В границах заказника находится 24 месторождения добычи нерудных материалов. Лицензии на эту деятельность выданы на длительные сроки: есть на 10, 30, даже 50 лет. Но разработка новых мест не предусмотрена. Выдачи новых лицензий не будет.
В заказнике проживает достаточно много ценных видов флоры и фауны, в том числе внесенных в «Красные книги» и Татарстана, и России.
Как отметил Иванов, на «Волжских просторах» можно встретить 31% от всей фауны позвоночных животных, проживающих в республике.
Исследователи обнаружили там заросли белой кувшинки, на обсохшем мелководье увидели колонию краснокнижной птицы кулика-сороку.
Также на островах водятся бобры, ондатры, куницы, лисицы, кабаны, лоси, орланы, скопы, лебеди; там произрастают лекарственные растения.
Некоторые люди не понимают, зачем искать подходы к системе искусственного водоема — он ведь саморегулируется. Им ответила профессор Института экологии и природопользования КФУ Татьяна Рогова.
«Когда мы задались вопросом: „А что же осталось, есть ли какие-то элементы от старой поймы?“. Можно удивиться, но состав во многом совпадает с тем, который был до затопления. Значит биоразнообразие нашло без наших усилий место обитания, где оно может сохраниться», — отметила она.
По словам Роговой, задача заказника — не столько консервация системы, сколько поддержание способности природного комплекса к самовосстановлению.
«Волжские просторы» — уже третий водный заказник в республике за последние годы. Ранее в восьми татарстанских районах был создан заказник «Нерестилище стерляди», который потребовался из-за истощения запасов этой краснокнижной рыбы.
В 2018 году появился заказник «Устье реки Меша». В этом месте сосредоточено на весенний нерест большое количество водных ресурсов, которые до этого «просто варварски уничтожались», отметил Батков.
На обеих природных охраняемых территориях биоресурсы начали восполняться.
На брифинге также выступил директор Волжско-Камского государственного заповедника Юрий Горшков. Он обратил внимание на ущерб, который приносят два карьера по добыче песчаной смеси вблизи Раифского участка — «Маевский» и «Восточно-Соловьевский».
Один из них находится в 600 метрах от границы заповедника, рядом с карьером основной водной артерии, питающей всю водную часть Раифского участка. Мало того, что там добывают песок, так его потом еще везут через заповедник.