«На самом деле, у нас минимальный процент продукции наших сельхозтоваропроизводителей Татарстана на наших торговых полках», — сказал Зяббаров.
В свою очередь, заместитель министра промышленности и торговли Татарстана Герман Лернер сообщил, что в последние годы федеральные торговые сети начали больше работать с местными производителями. «В этом заинтересованы и сами сети, представленные на территории республики, в связи с упрощением логистики, а также с высокой популярностью у покупателей местной продукции», — заявил Лернер.
По словам чиновника, «Магнит» сейчас сотрудничает со 120 местными производителями и в 2019 году объем поставок превысил 10 млрд рублей, а за пределы Татарстана — 12 млрд рублей. «X5 Retail Group» выставляет на прилавок 1,5 тысячи наименований продукции 90 производителей республики. В прошлом году оборот превысил 6 млрд рублей, а за пределы Татарстана — 4 млрд рублей.
Однако не все местные производители довольны таким положением. Представитель «Вамина» заявил, что их продукция представлена почти во всех сетях, кроме магазинов X5, куда они не могут попасть. В ответ на это представитель компании Тимур Баймуллин рекомендовал производителю снизить себестоимость товара.
Представитель потребительского кооператива «Нижнекамский» Евгений Абрамов поинтересовался у Баймуллина, когда фирма начнет обращать внимание не только на цену от поставщика, но также и на качество товара.
В ответ на это представитель X5 заявил, что вопрос с овощами и фруктами стоит очень остро, но при выборе поставщика компания ориентируется на калибровку плодов и объемы поставки. Ритейлер не готов связываться с большим количеством поставщиков, чтобы заставить прилавки в магазинах. В такой ситуации, по словам Баймуллина, снижается контроль за качеством товара.
Дивизионный менеджер сети «Лента» заявила, что компания испытывает нехватку товаров от местных производителей. В частности, ритейлер готов создать фермерские уголки в магазинах Казани по примеру других городов. «Но, к сожалению, на нас не выходят крупные игроки. По говядине, по свинине тем более. Не могу вот с кроликами никак договориться с вашими», — заявила представитель «Ленты».
В свою очередь заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Наиль Залаков поинтересовался у «Ленты», почему они не идут на контакт с комбинатом «Майский». Однако дивизионный менеджер сети сказала, что направление ее работы это мясо и пообещала передать информацию коллегам.
И если «Майский» не может договориться с «Лентой», то «Магнит» наоборот сам не может найти контакты с производителем ягод и овощей, хоть и очень хочет с ним работать. Представитель сети заявила, что «Магнит» готов организовать самовывоз и предоставить льготные условия по приемке товаров. Залаков предложил дождаться руководителя комбината и обсудить все лично.
Во время совещания представитель КФХ Белоглазова Е.Е. призвала коллег самостоятельно заниматься раскруткой бренда, а именно участвовать во всех мероприятиях, которые предлагает минсельхоз Татарстана. По ее словам, узнаваемость торговой марки вынудит ритейлеров предоставить льготные условия для вхождения в сеть, так как потребители сами будут просить магазины об этом. Представитель «Магнита» подтвердила эти слова.
В «Магните» в Татарстане 95% хлеба представлено местными производителями. Молока — 50%. «Сложное прохождение аудита мелкими производителями — это нежелание работать с электронным документооборотом. Тем не менее, все эти проблемы мы готовы решать», — заявила представитель ритейлера.
В марте прошлого года глава Татарстана Рустам Минниханов предложил сельским предпринимателям развивать интернет-торговлю. В феврале 2019 года стало известно о том, что Татарстан увеличит экспорт сельхозпродукции к 2024-му до $360 млн.
В Татарстане минсельхоз пытается помочь небольшим фермам и личным хозяйствам, так как на данный момент они производят половину объема продукции в республике. На их поддержку ежегодно выделяется свыше 2 млрд рублей по 24 направлениям. На данный момент в регионе числится 4,6 тысячи фермерских хозяйств, 1,2 тысячи семейных ферм. Однако большая часть господдержки уходит крупным хозяйствам, малым остается лишь 16% от всего объема.