Posted 20 марта 2020,, 16:01

Published 20 марта 2020,, 16:01

Modified 17 сентября 2022,, 16:54

Updated 17 сентября 2022,, 16:54

Экономическое мракобесие: почему «Майский» уничтожает огурцы, а не раздает бедным

20 марта 2020, 16:01
В социальных сетях появилось видео, на котором сотрудники тепличного комбината «Майский» уничтожают тонны огурцов. Пользователи возмутились тем, что продукцию не раздали бедным. Inkazan выяснил, почему этого не произошло, и при чем здесь плохая реализация стратегии сбыта.

В социальных сетях появилась видеозапись, сделанная на тепличном комбинате, гендиректором и владельцем которого является депутат Госсовета Ильшат Ганиев. На опубликованных кадрах видны ящики с огурцами и то, как экскаватор сбрасывает овощи в контейнер. «Кидаем на свалку огурцы. 100 тонн. Не берет никто», - комментирует происходящее автор видео. В описании к записи указана другая цифра – 76 тонн. Там же сообщается, что овощи не смогли ни поставить в торговые сети, ни раздать, в результате у них вышел срок хранения – огурцы отправились на свалку.

На сайте компании указано, что ежегодно она производит более 44,6 тысячи тонн продукции. За последние 19 лет объемы выросли в три раза, «Майский» - крупнейший производитель овощей защищенного грунта в России. Урожайность огурцов высока – 210 килограммов на квадратный метр. Для сравнения, в случае с томатами она составляет 113 килограммов. Теплицы комбината занимают 37,7 гектаров. Там же указано, что «Майский» имеет широкую географию поставок, которая не затрагивает лишь ряд регионов Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов.

«У нас с огурцами в стране действительно произошла беда, а именно перепроизводство: когда в результате попыток импортозамещения, да и давно уже назрело, стали стремительно развивать овощеводство на закрытых грунтах, то первое, что все кинулись делать – это выращивать огурцы. Хотя, на самом деле, не только огурцами едиными стол полнится», - рассказал Inkazan аналитик ГК «Финам» Алексей Корнев. По его словам, торговые сети «просто неспособны поглотить такое количество огурцов».

Ганиев сообщил Inkazan, что товар не смогли продать из-за низкого товарного оборота, ставшего следствием разницы отпускной стоимости на «Майском» и цен в торговых сетях, а также из-за перенасыщения российского рынка свежих овощей. По словам предпринимателя Дмитрия Потапенко, в данной ситуации могла повлиять и структура спроса, изменившаяся из-за коронавируса: люди стали покупать больше товаров с длительным сроком хранения, поэтому скоропортящаяся продукция сейчас будет застаиваться. Бизнесмен заявил, что тепличный комбинат должен был искать альтернативные торговым сетям площадки сбыта.

«У нас рынки что ли закрылись, палатки и все остальное кануло в небытие? Я уж не говорю про создание интернет-магазинов, доставки. Я сейчас набрасываю, какие каналы обязан любой товаропроизводитель создать, потому что розница никогда не должна быть в объеме сбыта больше 25-30%. Если у вас это по-другому, это вопрос о том, правильно ли вы реализуете сбытовую стратегию», - сказал он. Потапенко напомнил, что основная задача – продать товар, добавив, что «нет большего барыги, чем директор завода». Представление о том, что есть мифологический производитель, а есть ритейлер, он назвал «экономическим мракобесием».

Ганиев заявил Inkazan, что это не первый случай утилизации товара компанией: огурцы два раза уничтожали в ноябре прошлого года и в марте нынешнего. Гендиректор «Майского» рассказал, что выбрасываются овощи, которые хранятся на складе более пяти-семи дней, потому что после этого они становятся непригодными для употребления – за 7-10 дней огурцы теряют полезные свойства, а на их поверхности расселяются грибы и бактерии.

Несмотря на то, что, согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», у тепличного комбината семеро владельцев, «Майский» - это отчасти семейное предприятие. Его строительство началось в 1969 году, совхоз образован в 1974-м. В 2000-м его переформатировали в государственное унитарное предприятие, в 2007 году закончился его переход в частную собственность. Ганиев начал работать там в 1976 году, с 1989 года он возглавляет комбинат. 25-й год подряд Ганиев является депутатом Госсовета. Его сын и заместитель по экономике и финансам 33-летний Руслан тоже депутат, но совета Зеленодольского района.

В число совладельцев тепличного комбината входит экс-депутат Госсовета Ильшат Фардиев, который также является одним из собственников агрофирмы «Аняк», «Заинского сахара», входит в советы директоров «Нижнекамскнефтехима», «Акибанка» и управляет «Сетевой компанией». Но если он давно отошел от «народных» дел, то семья Ганиева – члена комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике – не могла не понимать, что подобное уничтожение продуктов питания вызовет негативный отклик избирателей.

Несмотря на то, что, по данным Всемирного банка на начло прошлого года, в Татарстане самый низкий уровень бедности в России, республика стала пилотным регионом в государственной программе по борьбе с этим явлением. Здесь 7% населения находятся за чертой бедности, в Казани этот показатель составляет 3,9% - около 48 тысяч человек. В Татарстане составили портрет бедной семьи, а глава региона Рустам Минниханов поручил принять меры по снижению показателя. К 2024 году Казань планирует достигнуть отметки в 3,1%. Впрочем, татарстанцы тратят на еду меньше остальных россиян.

В то же время жители страны стали чаще брать продукты в рассрочку. По данным Росстата, половине российских семей денег хватает только на еду и одежду, и такая ситуация сохраняется не первый год. За это время не раз звучало предложение ввести талоны на питание. Есть и противоположные идеи: имеющих огород бедных россиян хотели лишить пособий, среди авторов законопроекта есть представители Татарстана. В основном за чертой бедности живут семьи с детьми, значительная часть из них не получают соцподдержки. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявлял, что «бедность в России стала позором».

По словам Корнева, люди, как правило, воспринимают случаи, подобные уничтожению 76 тонн огурцов или санкционной продукции, упрощенно: компании нужно отсортировать и расфасовать продукты, привезти в определенную точку, организовать раздачу. Но проще их выкинуть, потому что «организационные мероприятия влетят в копеечку», считает эксперт. «Поэтому здесь был вариант только один, их в чем можно упрекнуть: они теоретически могли кинуть клич – приезжайте сами и забирайте», - сказал он.

Корнев напомнил, что в 80-90 годы прошлого века такую практику применяли хозяйства, которые не могли собрать или реализовать выращенный урожай: они давали объявления, призывая жителей приехать и бесплатно забрать продукты. По его словам, сейчас подобное решение распространено на Западе, где компании и частные лица могут сдать продукты в специальный фонд, который распределит их между нуждающимися. Россия к этому до сих пор не пришла, но эксперт уверен, что придет, однако встает вопрос, как информировать население о раздаче продуктов. «Это значит нужно давать объявление по телевидению – денег стоит», - сказал он.

«Майский» - прибыльная компания. По данным «СПАРК-Интерфакс», с 2014 по 2018 годы ее чистая прибыль не опускалась ниже 476 тысяч рублей, в 2017-м она составила почти 790 тысяч. У предприятия растут чистые активы и выручка от продажи. По итогам 2017 года тепличный комбинат возглавил сформированный Inkazan рейтинг компаний, работающих в агропромышленном комплексе региона. И это учитывая, что в 2010-м комбинат был фактически банкротом. А в 2019-м Ильшат Ганиев занял 17 место в топ-100 богатых людей Татарстана, его активы оцениваются в 2,4 млрд рублей.

«Легко ли товар отдать людям? Тут есть большая проблема: как производитель это реализует? Важно, как по документам. Когда по документам это уничтожение, тогда понятно, откуда берутся источники в первую очередь налогов. А когда человек получит этот товар бесплатно, у налоговой службы должны возникнуть вопросы, а не получил ли ущерб бюджет», - сказал Потапенко. По словам предпринимателя, раздача товара может стать причиной проверки бизнеса со стороны налоговой службы.

Ганиев в комментарии Inkazan сделал акцент не на возможных проблемах с налоговой: гендиректор заявил, что отлежавшаяся на складах продукция небезопасна для населения. По его словам «Майский» за последние три года обеспечил пенсионеров, школы, детские сады и храмы свежей продукцией на сумму 33 млн рублей. В то же время тепличный комбинат подвигался критике из-за недоступности своей продукции для населения: в 2015 году проблему подняли на заседании Госсовета.

Присутствующий на нем Ганиев уверял, что с 2010 года средняя цена реализации выросла «всего на 40%», рассказывал об импортозамещении. Коллеги, поддерживая депутата, заявили и об экологичности продукции «Майского» - предприятие не раз признавалось лауреатом конкурсов в области экологической безопасности. Впрочем, положение может испортить мусоросжигательный завод (МСЗ), который планируют построить неподалеку. Ранее опрошенные Inkazan эксперты заявили, что это негативно скажется на экологии и продукции комбината в том числе.

В 2018 году Ганиев выступал против возведения МСЗ рядом с теплицами «Майского». Впрочем, он рассуждал не о будущем тепличного комбината, а о жителях крупных жилых массивов – Осиново и ЖК «Салават Купере». «Считаю, что это однозначно неправильно!» - сказал тогда Ганиев. Однако протестные настроения депутата не получили развития: в целом, это объясняется тем, что власти Татарстана не видят альтернативы МСЗ.

"