До марта этого года родители оставляли детей у самых ворот школы и разворачивались на расположенной там бетонной площадке. Благодаря небольшому куску асфальта проблем с тем, чтобы разъехаться, у них не возникало. После установки шлагбаума во дворе жилого дома родители столкнулись с проблемой: оставить машину у него невозможно. Узкую улицу, где без проблем могут разъехаться только две машины, в качестве парковки используют местные жители и посетители бассейна «Акчарлак». Теперь они вынуждены либо оставлять детей с торца дома, беспокоясь о том, дойдут ли они до школы, либо блокировать машиной въезд/выезд со двора и вести ребенка самому.
«Местные жители поставили шлагбаум, чтобы родители не могли довезти своих детей до школы. Проход вдоль дома. Дети вынуждены идти одни. А как скорая помощь? А если приедет пожарная? Интересно, что они будут делать. Люди об этом абсолютно не думают», — рассказала одна из возмущенных родительниц Наталья Игнатьева (имя и фамилия изменены).
Жители дома № 18, которые инициировали установку шлагбаума, заявили, что все законно — открывать его они не намерены. «Высаживают и идут, никто не ругается. Вы наши права ущемляете! Права нашего двора! Мы вашего ребенка проводим. Высадите — я лично буду. Обещаю», — сказала одна из местных жительниц.
Вдоль дома № 20 по улице Кул Гали есть второй подъездной путь, но он представляет из себя узкую дорогу и перед воротами нет площадки, так что родители не смогут ни развернуться, ни разъехаться.
«Многие школы находятся рядом с домами, но это не говорит о том, что это общедомовая территория. У школы есть свои выезды, заезды, поэтому необходимо смотреть кадастровую карту. Многие собственники домов не знают где их территория, сами кооперируются и ставят шлагбаум», — сообщил Inkazan представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов.
После установки ограничителя жильцы либо нанимают частное охранное предприятие следить за устройством, либо же выдают «своим» ключ-кнопку дистанционного открытия. По словам Золотова, в районе ПАО «Оргсинтез» жители одного из домов поставили такое препятствие, но в суде ФАР доказало, что это незаконно. Тем не менее, механизм до сих пор не убрали.
«Жильцов дома тоже можно понять — когда к 8-9 часам привозят детей, то во двор невозможно заехать, так как все машинами заставлено, а тем более когда ведут детей-первоклашек — машину поставят и ведут, а машина в течение какого-то времени стоит. Никому не нравится, когда у него во дворе катаются, дорогу разбивают и никто ее ремонтировать не будет», — сказал Золотов.
Похожая ситуация произошла во дворе дома № 75 по улице Короленко в Ново-Савиновском районе Казани. Вдоль этого МКД можно проехать до детского сада № 203, однако жильцы после общего голосования решили установить с обоих въездов во двор шлагбаумы, а газон обнесли забором. Каждому, кто идею поддержал, в том числе и финансово, торжественно вручили кнопку для открытия шлагбаума. Остальные не могут проехать во двор.
Несогласные с установкой шлагбаума жильцы дома неоднократно пытались решить вопрос — пару раз дело доходило до драки и вызова полиции. Самые активные протестующие обивали пороги инстанций и ходили на прием к депутату Дмитрию Солуянову — в прошлом году он был членом Казгордумы, но осенью прошел в парламент Татарстана.
На встрече с избирателями в феврале этого года один из вопросов, который электорат направил Солуянову, касался ситуации со шлагбаумом. Депутат заявил, что пытался разобраться в этом вопросе, но ограничители установлены на законных основаниях — он не может помочь в этой ситуации.
В случае с домом в Ново-Савиновском районе — к детскому саду есть другой подъезд, правда для этого придется объехать несколько других домов. А вот площадка, на которой могли бы развернуться родители воспитанников учебного заведения, теперь оккупирована теми, кого выгнали со двора МКД.
На общественные места распространяется такая норма, как публичный сервитут. Это значит, что никто не может ограничить доступ к нему, за исключением особых распоряжений со стороны государства. «Общеобразовательное учреждение — это общественное место, поэтому необходим публичный сервитут, так как нет возможности по-другому подъехать к школе. Он устанавливается в том числе и в судебном порядке», — рассказала Inkazan активист Наталья Барскова.
Осенью прошлого года Inkazan писал о вопросе организации парковочных мест около школ. Тогда исполком города заявил, что организация таких мест на территории около учебных заведений запрещена федеральным законом. По словам родителей учеников школы № 24, площадку перед общеобразовательной организацией жители МКД используют как стоянку для авто, что может, например, помешать проезду пожарных машин.
«С руководством школы никто не согласовывал, документы никто не подписывал. Они утверждают, что у них документы все подписаны, но в глаза администрация школы эти документы не видела. Это подъездные пути в школу, они должны быть всегда открытыми. Жители дома предлагали приобрести ключи для наших сотрудников, а как пожарные или скорая помощь проедет? У них же не будет этих ключей. Мы будем заходить в каждую квартиру, чтобы шлагбаум открыли? С нами это не оговаривалось», — рассказала заместитель директора школы № 24 Лилия Парамонова.
На запрос Inkazan в пресс-службе мэрии заявили, что в ноябре прошлого года в управление архитектуры и градостроительства исполкома Казани поступило предложение об установке шлагбаума. Но с учетом того, что у школы только два подъездных пути — вдоль домов № 18 и № 20, перекрытие одного из них будет нарушать закон. Поэтому управление установку шлагбаума не согласовало.
Юристы советуют в подобной ситуации обращаться в прокуратуру. Inkazan направил запрос в надзорный орган, который принят в работу.
Пока готовился материал родители учеников школы рассказали, что шлагбаум исчез. По заверениям жителей дома некий мужчина самостоятельно открутил его и унес в неизвестном направлении.