В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования, согласно которому, 44% россиян пьют воду из-под крана. Чаще всего это люди старше 60 лет.
Казанцы оставляют жалобы на качество воды как на «Народном контроле», так и на сайте «Яндекс.Районы». «Ребята, кто из Московского района живет рядом с Оргсинтезом? Вы воду кипятите из крана, чтобы пить, либо покупаете? Почему вода кипяченая из крана кислая, ее пить невозможно, как будто тухлая вода», — написал Рамиль С. На зелено-коричневую воду жаловались и жители ЖК »Салават Купере». Их поддержала управляющая компания - ООО «РСК», выразив обеспокоенность сложившейся ситуацией.
В Роспотребнадзоре Inkazan сообщили, что в 2019 году в управление поступило 344 обращения по вопросам качества питьевой воды и в целом по водоснабжению, в том числе по Казани — 184. Подтверждалось только каждое пятое обращение. За последние три года количество жалоб снизилось на 25%. В исполкоме города подтвердили, что получают «немногочисленные отдельные жалобы на качество воды, связанные с вторичным загрязнением в наружных и внутридомовых сетях водоснабжения». Для решения этого вопроса принимаются меры по прочистке трубопроводов и внутридомовых систем.
В Казани водопроводная вода делится на подземную и поверхностную. Оба вида проходят очистку. В Роспотребнадзоре сообщили, что основная часть населения Казани обеспечивается питьевой водой, подаваемой из водозабора с поверхностным источником водоснабжения после очистки и обеззараживания. Но пройдя долгий путь от резервуаров на станции очистки до крана по водопроводу, вода загрязняется вторично. В ней опять появляются песок, железо и болезнетворные бактерии, живущие в трубах. При этом качество питьевой воды, подаваемой в город от поверхностного водозабора «Волжский» и от подземных водозаборов МУП «Водоканал», соответствует требованиям СанПиНа. За контролем воды следит Роспотребнадзор по республике и органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Население поселка Дербышки употребляет питьевую воду из подземного источника водоснабжения с жесткостью до 10 мг-экв/л, что связано с природным высоким содержанием солей. «Водоканалом» разработан и утвержден план мероприятий по доведению качества воды, подаваемой населению, до гигиенических требований с конкретными мероприятиями и сроками их реализации. Их выполнение находится на постоянном контроле.
Большие деньги и ржавые трубы
Сегодня в Татарстане реализуется Федеральный проект «Чистая вода», который должен увеличить долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой. Финансирование программ по очистке воды с 2010 по 2018 год составило 5,774 млрд рублей. По данным министерства строительства республики, за это время в регионе построили 2,33 тысячи километров сетей, 340 водонапорных башен, 349 артезианских скважин. В 2019 году финансирование составило 685,3 млн рублей. В 2020 году на это выделено 650 млн.
Роспотребнадзор ежегодно направляет уведомления в органы местного самоуправления о нарушениях санитарно-эпидемических требований. В прошлом году по результатам рассмотрения таких уведомлений водоснабжающими организациями разработано 125 планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие требованиям.
На качество питьевой воды в республике влияют различные факторы, в том числе антропогенная нагрузка на водоемы и нарушения на водозаборных станциях. В районах Татарстана наиболее распространенным фактором является повышенное содержание солей, железа и жесткость воды из подземных источников. Хуже всего дела обстоят в Арском, Зеленодольском, Лаишевском, а также Верхнеуслонском, Высокогорском и ряде других районов.
В 2018 году директор казанского «Водоканала» Андрей Егоров заявлял, что предприятие обрабатывает воду до того состояния, которое позволяет пить ее уже из крана. Но сразу же оговаривался, что ее нельзя сравнивать с бутилированной. «Несопоставима стоимость: в отличие от бутилированной наша вода стоит 19 рублей за 1 тысячу литров. Также в первой имеются консерванты, и она относится к воде высшей категории очистки. То есть специальные фильтры устраняют многие микроэлементы, необходимые для человека. Наша же вода содержит все полезные бактерии и необходимые микроэлементы», — заявлял он.
Единственным препятствием для того, чтобы употреблять воду из-под крана, по его мнению, остается вторичное загрязнение в трубах. А для ремонта или замены всех сетей города, износ которых превышает 70%, необходимо около 2,9 млрд рублей. Город не раз заявлял, что денег на это нет. В этом году стало известно, что Казань не попала в число пилотных населенных пунктов анонсированной минстроем России программы реновации сетей. Егоров предлагал решать проблему самостоятельно, например, вдвое увеличив тарифы на воду и водоотведение для населения и введя надбавку «на развитие» «Водоканала».
Профессор, директор института экологии Волжского бассейна Российской академии наук (РАН) Сергей Саксонов рассказал Inkazan, что в этом году вода во многих кранах приобрела дополнительный цвет. Желтый оттенок жидкости в некоторых домах Казани объясняется необычно высокой для этого времени года температурой воздуха и январским ледоходом, вызвавшим значительное увеличение цветности воды в Волге. Это явление пока до конца не изучено.
«Проблем в Волге, откуда идет забор воды, много. Дополнительные меры никак не повредят. Сейчас люди стали внимательнее относиться к своему здоровью и очень переживают по любому поводу. Поэтому, если у кого есть возможность поставить дома дополнительный фильтр, пусть ставят. Если кто-то пьет бутилированную воду, пусть пьет, хуже от этого точно не будет, как минимум на психологическом уровне человек будет спокоен», — считает он.
Дмитрий Иванов, кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе РАН Татарстана, считает, что основная проблема, связанная с очисткой волжской воды — это ликвидация микробного загрязнения. По своему ионному и химическому составу вода достаточно неплохая. Причины появления вредных бактерий в воде — это сбросы сточных вод, так как никакие очистительные сооружения не дают 100% очистки. Татарстан — один из основных регионов-загрязнителей реки. На федеральном уровне существует программа «Оздоровление Волги», реализуемая субъектами медленно, но верно.
Но все же на выходе из «Водоканала» получается вода нормативного качества. Другое дело, нравится ли она по вкусу. Эколог рассказал, что ему, к примеру, волжская вода не нравится, так как в ней высокое содержание железа, плюс оно добавляется, когда вода проходит по трубам. «Когда трубы будут заменены с чугунных на пластиковые, тогда вкус воды изменится. Но это лишь вкусовые характеристики», — считает Иванов.
Если говорить о той воде, которая течет в Волге и не проходит обработку в «Водоканале», то ее качества меняются постоянно. Состояние зависит не только от сбросов сточных вод, но и от времени года. Если сравнивать волжскую воду и воду с водозаборов Азино, Дербышки, то в них она гораздо жестче. Избавить ее от жесткости, по мнению эколога, практически невозможно — это дорогостоящий процесс. Поэтому жители, у которых вода жесткая, вынуждены покупать домашние бытовые фильтры. Иванов рассказал, что сам он пьет бутилированную воду и воду из киосков.
«Она меня устраивает по вкусовым и химическим показателям. Ее анализы мы неоднократно проводили — пить можно. В принципе, мы можем набрать воду из любого водного объекта, довести ее до кипения и вредные организмы, в первую очередь бактерии кишечной палочки, погибнут. Но если мы берем воду из крана, мы можем быть уверены, что этих бактерий там нет», — считает эколог.
Слова о кипячении подтверждает и, главный внештатный терапевт минздрава Татарстана Диана Абдулганиева. «Безусловно, воду, которую принимает человек, необходимо кипятить. Даже вода длительного хранения из открытых пластиковых контейнеров может инфицироваться, поэтому она должна быть кипяченой, особенно в летнее время. Если такая вода остается под дневным светом, то иногда стенки бутылок могут зеленеть. Поэтому совет: если в семье есть пожилые люди, маленькие дети, то воду безопаснее прокипятить», — сказала она.
Состав бутилированной воды на этикетках не указан, заявила Абдулганиева, поэтому сказать качественная она или нет — нельзя. Врач напомнила: есть точка зрения, что вода, которая течет из-под крана, должна быть дополнительно профильтрована, тогда она становится более мягкой. По ее словам, научная основа под этим утверждением минимальна.
В Казани воду покупают в киосках сети «Ключ здоровья», принадлежащей некогда крупной компании «ВАМИН». Она запустилась более 10 лет назад, и чем громче звучали разговоры о плохом качестве воды в кранах, тем больше появлялось точек продаж — бизнес есть бизнес. Сейчас преимущественно во дворах крупных жилых домов города установлен 121 киоск, при чем не все из них находятся там законно. Еще в 2014 году разгорелся скандал: оказалось, что популярные киоски устанавливались без разрешений, исполком Казани через суд требовал освободить от них муниципальные земли. Сегодня комитетом потребительского рынка Казани заключено 75 договоров на право размещения таких объектов, еще 46 договоров не подписаны.
На сайте организации сказано, что вода добывается из скважины рядом с селом Высокая Гора. В 2010 году к ее качеству были вопросы: тогда сообщалось, что вода в киосках кислая и непрозрачная, уступающая по качеству даже водопроводной. В прошлом году казанцы два раза жаловались на воду из киосков. В Роспотребнадзоре Inkazan сообщили, что она соответствует нормам. Впрочем, про воду из-под крана, которой недовольны горожане, говорят то же самое.