Стоимость нефти резко упала после того, как развалилась сделка ОПЕК+, которая должна была сократить добычу нефти в мире. Тогда же Саудовская Аравия, которая добывает большое количество нефти с низкой себестоимостью, объявила всем конкурентам ценовую войну.
Спустя два дня после начала «конца» замминистра финансов Алексей Сазанов заявлял, что обвал цены на нефть никак не повлияет на стоимость топлива в стране. При этом он заверил, что расти она тоже не будет.
В 2018 году в России ввели так называемый демпфер – механизм, который стабилизирует доходы компаний и цены на автомобильных заправках. Это было сделано после заморозки цен на топливном рынке, после их резкого взлета. Демпфер представляет из себя сумму, равную 65-68% расчетной премии, получаемой нефтяниками на экспортном и внутреннем рынке.
Если на внутреннем рынке производители зарабатывают больше денег, чем на экспорте, то нефтяные компании часть этой суммы – демпфер – направляют в бюджет. Если наоборот, то государство должно выплатить компаниями часть компенсации за сдерживание цены на внутреннем рынке.
Главный редактор издания «Нефть и Капитал» Владимир Бабурин рассказал Inkazan, что демпфер существует в силу российской налоговой специфики. Он позволяет регулировать налоговыми методами рост цены.
«Введение демпфера позволило производителям получать компенсацию и разницу между внутренней ценой и внешней и нормализовать ситуацию. Но как оказалось, этот демпфер был не готов к текущей ситуации», - говорит он.
Сейчас этот инструмент работает следующим образом. Цена на нефть на внешних рынках ниже, чем заложено параметрами демпфера (42 доллара). Объемы приобретения топлива упали, компании теряют доходы.
«Предпосылок для падения цен в рознице нет. Порядка 65% цены топлива на АЗС – это налоги. Поскольку налоговая нагрузка на АЗС не снижается, то и стимула для понижения цен нет. Ровным счетом ничего не поменялось. Как платили в бюджет много денег, так и продолжают платить. Получается, что цена на нефть никак не повлияла на стоимость бензина. На это больше повлияла налоговая составляющая. Налоговая система подразумевает поддержание уровня. Для роста цен предпосылок также пока нет», - добавил Бабурин.
За прошлую неделю цена топлива в среднем в России снизилась на 4 копейки. В Татарстане падение цен на бензин в среднем составило от 8 до 18 копеек. По словам Бабурина, копеечные изменения продолжатся, но ощущаться это не будет никак.
По данным ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов», в Татарстане максимальные розничные цены на топливо ниже цен по Приволжскому федеральному округу. В ГБУ сообщили, что максимальная цена на бензин марки АИ-92 в республике составляет 41,10 – 41,65 рублей, в то время как максимальная цена по ПФО – 42,70 рублей за литр топлива.
Марка топлива | Максимальная цена за литр топлива в Татарстане | Максимальная цена за литр топлива в ПФО | Средняя цена за литр топлива в ПФО |
АИ-80 | 39,60 | 42,00 | 40,28 |
АИ-92 | 41,10 - 41,65 | 42,70 | 41,93 |
АИ-95 | 43,90 – 44,35 | 45,60 | 45,00 |
ДТ(летнее) | 44,30 – 46,20 | 47,50 | 46,57 |
ДТ (межсезонье) | 44,30 – 46,50 | 48,00 | 46,67 |
В Казани больше всего представлено АЗС компаний ПАО «Татнефть», «ТАИФ» (АЗС «ТАИФ-НК», «Татнефтепродукт», «Автодор»), «ЛУКОЙЛ», «ТранзитСити» (АЗС Irbis), а также заправочные станции международной компании Shell. На 23 апреля 2020 года цены на данных АЗС выглядят следующим образом:
| АИ-92 | АИ-95 |
АЗС «ТАТНЕФТЬ» | 41,20 | 44,35 |
АЗС «ЛУКОЙЛ» | 41,53 | 44,50 |
АЗС «ТАТНЕФТЕПРОДУКТ» | 41,65 | 44,35 |
АЗС «ТАИФ-НК» | 41,65 | 44,35 |
АЗС Irbis | 41,10 | 43,99 |
АЗС Shell | 41,59 | 44,49 |
Inkazan направил запрос в компании с просьбой рассказать об изменении цен на их АЗС. В пресс-службе ПАО «Татнефть» сообщили, что несущественное снижение уровня конечной цены становится причиной убыточных продаж для производителей нефтепродуктов. В компании также отметили, что значительную часть конечных цен на газомоторное топливо составляют сборы и налоги.
«Цены розничной реализации за последние три месяца в целом остаются неизменными. Падение спроса в условиях самоизоляции населения привело к существенному падению объемов продаж на АЗС «Татнефть». При этом все АЗС продолжают функционировать в штатном режиме и несут постоянные затраты. В этой связи сейчас сложно вести речь об уменьшении розничных цен, поскольку все АЗС должны продолжить работу в прежнем круглосуточном режиме», - заявили в пресс-службе.
На момент публикации материала ответ на запрос от других компаний не поступил.
22 апреля стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в июне этого года снизилась до рекордных 15,98 доллара за баррель. Это стало антирекордом 21-го столетия. Последний раз ниже 16 долларов нефть сорта Brent опускалась в 1999 году. Американская нефть WTI также серьезно просела. Однако стоимость бензина в Штатах все же снизилась. В переводе на рубли минимальная стоимость бензина в США в начале текущей недели составляла 18 рублей за литр.
Профессор КФУ, доктор экономических наук Игорь Кох призвал иметь ввиду, что цены за рубежом на топливо выражены в иностранной валюте. Цена нефти в долларах снижается, как и расценки на ее запасы. В России цена нефти также снижается, но доллар в рублях растет.
«На фоне падения цен на нефть у нас на 25% обесценился рубль. Соответственно при таких же ценах на нефть, но при девальвации рубля цены на топливо могут и вырасти», - заявил он.
Кох также отмечает, что «нефтяная» часть в стоимости бензина составляет небольшую долю. Все остальное – налоги, которые зачастую выражаются в «твердых суммах», и затраты на поставку топлива.
Снижение цен на бензин, по мнению эксперта, произойти может, но не пропорционально падению цены на нефть. «Пока нефть пройдет по всей технологической цепочке от скважины до заправки, пройдет месяца три. Только тогда можно будет увидеть реальное изменение цены, связанное с ценой нефти в месте ее добычи. Ничего удивительного сейчас не происходит», - добавил он.
Средняя цена на бензин в 2020 году по данным портала Global Petrol Prices (включая АИ-92, АИ-95 и АИ-98)
Бизнесмен Дмитрий Потапенко заявил Inkazan, что будет неудивительно, если цена на топливо только вырастет в ближайшее время.
«У нас достаточно давно определено, что цена бензина только на 26% состоит из нефти. Остальное – акции. В России не может быть падения цен на топливо, так как это устанавливается государством. Цены будут такими, которые установит правительство», - заявил он.
Падение спроса, по словам Потапенко, вряд ли приведет к каким-либо решениям властей.
«Это разумно с точки зрения той системы, которая у нас. Нужно будет восполнять выпадающие доходы бюджета. Для них разумно будет поднять стоимость топлива. Нефтяным компаниям нужно откуда-то брать деньги. Часть им даст государство, часть – граждане», - заявил Потапенко.
Сейчас нефтяники начали продавать топливо себе в убыток. Причина – падение спроса в два раза, что привело к снижению цены на бензин на бирже. По последним данным, в европейской части России цена на АИ-92 составила 35,77 тысячи рублей за тонну. А издержки компаний, включая выплаты в бюджет страны по демпферу, налоги и акциз – 38,07 тысячи за тонну. Итого за каждые 1000 литров бензина нефтяники теряют почти 2,3 тысячи рублей. Дополнительных мер поддержки от государства нефтяникам пока нет.