Posted 15 мая 2020, 16:00
Published 15 мая 2020, 16:00
Modified 17 сентября 2022, 17:04
Updated 17 сентября 2022, 17:04
12 мая в России закончился период нерабочих дней, а в регионах началось постепенное снятие введенных из-за коронавируса ограничений. Решение, принятое после майских праздников, во время которых татарстанцы массово нарушали режим самоизоляции и могли распространять коронавирус, вызвало негативную реакцию медицинских работников в социальных сетях.
Главный инфекционист республики Халит Хаертынов ранее рекомендовал соблюдать изоляцию до 21 мая. По его словам, сложно говорить о своевременности снятия ограничений – в стране все еще наблюдается рост числа заболевших. В то же время Financial Times и The New York Times заявили занижении статистики по смертности от COVID в России, МИД потребовал опровержения.
В статистике европейских стран, поражавших мировые СМИ числом инфицированных и скончавшихся от коронавируса, сомнений не возникает. За одним исключением – Белоруссии, власти которой отказались вводить ограничения, чтобы не наносить удар по экономике. Это навлекло критику Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
«Выбор какой - умереть с голоду или без войны отдаться и уйти под протекторат богатых и сильных государств. Поэтому было принято решение - экономику не останавливать», - заявлял президент страны Александр Лукашенко. Он считает, что Россия прибегла к белорусскому методу борьбы с COVID-19.
Депутат Госсовета Татарстана Александр Комиссаров заявил, что системы здравоохранения стран отличаются – Белоруссия сохранила хорошо отлаженный советский подход, усовершенствовав его. «Мы не идем по их пути, у нас собственное политическое решение. У нас стоят закрытыми точки общепита, кафе, торговые центры. Очень многое осталось закрытым», - считает он.
В разговоре с корреспондентом Inkazan Хаертынов напомнил, что, в отличие от Белоруссии, в России был проведен масштабный комплекс противоэпидемических мероприятий, а игнорирование рекомендаций ВОЗ «может привести к взрывоподобному росту распространения инфекции».
Комиссаров уверен: введения жестких мер можно было избежать, если бы все необходимые мероприятия начали проводить сразу после сообщения о вспышке в Китае. «Почему мы ждали? Сейчас обнищало население, упала экономика», - заявил он, добавив, что люди все равно не соблюдали самоизоляцию, но она все же привела к росту бытовых преступлений.
Власти как России, так и Татарстана заявляют о необходимости снятия ограничений для поддержки экономики. Часть запретов продолжают действовать – выходить из дома можно только в маске и перчатках. Игнорирование этих требований может вызвать новую вспышку коронавируса, заявил Inkazan Хаертынов.
Только 13 мая за отсутствие масок в общественных местах были составлены административные протоколы на 763 человек. 483 – за нахождение без средств защиты в магазинах, 188 - в общественном транспорте. Полиция вводит более жесткие меры борьбы с нарушителями, проводя массовые рейды.
Это приводит к скандалам: в Зеленодольске полицейские силой вывели молодого человека без маски из автобуса. Несмотря на попытки людей защитить пассажира, на него надели наручники. Если резкое снятие ограничений должно было ослабить усилившуюся в обществе социальную напряженность, план едва ли можно назвать удачным.
Впрочем, жесткие действия полиции можно понять. «Снятие ограничений будет иметь значение, если люди будут соблюдать все меры. Если граждане не будут соблюдать это, то риски распространения инфекции будут расти», - заявил Хаертынов. Массовый исход на улицы татарстанцев без средств защиты может вернуть регион к режиму тотальной изоляции.
Эксперты уже предрекали, что пик эпидемии в стране придется на лето, после чего вирус «вернется» осенью. Это может привести к новой вспышке, а значит и повторному введению режима самоизоляции, если система здравоохранения не справится с наплывом пациентов. Возможно, что нынешние послабления – лишь временная передышка.
«Режим повышенной готовности не отменяется. Режим самоизоляции не отменяется. Мы вводим новые вводные, чтобы экономика заработала, и чтобы люди тоже научились сегодня в основной части сохранять себя, пользоваться средствами защиты», - заявил глава Татарстана Рустам Минниханов 11 мая.
Заработала ли экономика? Изменения почувствовал малый бизнес: открыты магазины с отдельным входом площадью не более 400 квадратных метров, автосалонов и автомастерских, салонов красоты, спа-салонов, химчисток, ремонтных мастерских, сервисных предприятий. В скором времени обещают открыть автошколы и ателье
Все они могут возобновить работу только при условии соблюдения жестких санитарных требований Роспотребнадзора – число проверок управления и полиции по этой части также обещают нарастить. Однако по прошествии недели выяснилось, что многие не понимают сути снятия ограничений и действуют по наитию.
Несмотря на запрет работы торговых комплексов, в ТК «Бигзур» начали работу магазины одежды, рекомендовав покупателям приходить в маске и в резиновых перчатках. В пресс-службе Роспотребнадзора Inkazan сообщили, что торговые центры не могут возобновить работу, из чего следует, что «Бигзур» функционирует незаконно.
Бизнес-омбудсмен Татарстана Фарид Абдулганиев говорит, что «ни о какой неразберихе речь идти не может». Он напомнил, что существует постановление кабинета министров республики, где указано, какие компании могут возобновить работу. Однако «предприниматели нуждаются в разъяснении тех или иных положений официальных документов».
С конца марта на «горячую линию» уполномоченного обратились более 7,5 тысячи предпринимателей. 80% из них просили разъяснить порядок возобновления деятельности. 10% жаловались на контрольно-надзорные органы, 3% высказывали свои предложения о том, как облегчить положение бизнеса.
И если одни предприниматели открывают двери на свой страх и риск – в случае обнаружения нарушения их могут закрыть на срок до 90 суток, то другие просто не могут соблюсти все требования Роспотребнадзора. «Такого оборота продаж у предпринимателей уже нет, это всё ни о чем», - говорит он.
Депутат заявил, что часть бизнесменов работают недавно, а значит, не сталкивались с крупными кризисами. Они привыкли к поддержке, ожидая, что власти им помогут. Меры поддержки предпринимателей вводились как в России в целом, так и в регионах. «Но ничего не будет. Власти могли бы освободить их от налогов, а не делать отсрочку», - добавил Комиссаров.
В марте эксперты и бизнесмены заявляли, что из-за массового закрытия предприятий до 50% малого и среднего бизнеса больше не вернутся к работе. Впрочем, на их место придут другие. Глава Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиль Агеев заявил, что нужно переждать как минимум две недели после снятия ограничений, чтобы понять, как бизнес вернулся к работе.
«Надо знать свои права и не киснуть. Пока неизвестно, сколько останется предпринимателей после режима. Все цифры – от лукавого. Это все эмоции», - сказал он. В то же время Абдулганиев поостерегся от прогнозирования, но отметил, что панические настроения среди предпринимателей ушли – они начали подходить к ситуации более вдумчиво.