Мы принесли в жертву общепит: сколько казанских заведений не выйдут из кризиса?

Мы принесли в жертву общепит: сколько казанских заведений не выйдут из кризиса?

20 мая 2020, 14:27
Основатели Relab family Артур Галайчук и «Skuratov кофе» Виктор Скуратов рассказали, сколько заведений сферы общественного питания смогут оправиться от экономического кризиса, получают ли они поддержку государства, и что будут делать, если эпидемия коронавируса повторится.

Выживут 50%

Галайчук заявил, что выживаемость компаний в сфере общепита зависит от того, когда им разрешат вернуться к работе. Если заведения откроются через две недели с загрузкой в 30-50%, закроется около 20-30% компаний. Если ограничения продлят на месяц или до осени, выживут 50%. По его словам, на данный момент прекратили существование множество заведений, в основном небольшие или новые места.

На выживаемость повлияют и стратегии компаний: кто-то организовал доставку и продолжил исполнять обязательства перед сотрудниками, кто-то разогнал команду и заморозил проект. У ряда заведений есть инвесторы, которые могут помочь финансово. «Для меня будет обидно, если выживут паршивые проекты, с плохим продуктом, у которых есть какой-то инвестор, который вливает деньги», — сказал Галайчук в видеоконференции Telegram-канала «TUKAY Говорит».

Все забили на нас

Скуратов заявил, что его компания получила зарплатный кредит под 0%. Он обратился сразу в несколько банков, которые одобрили разные суммы. Организация взяла займ у «Сбербанка», однако он покрыл лишь 15% от зарплат сотрудников. Галайчук рассказал, что его компании тоже дали кредит, в пересчете на каждого работника она получила по 10,5 тысячи рублей — это минимальный размер оплаты труда (МРОТ), из которого вычли НДФЛ.

«Это когда ты умираешь, приходят и говорят: „А теперь мы тебе приложим холодное полотенце на лоб“. Но ты удивлен даже этому холодному полотенцу: ёшкин кот, оказывается, вы не настолько плохие, у вас есть хотя бы полотенце! Ничего такого, что бы тебе реально помогло, но по крайней мере так, что ты продержишься еще минуты три, могут оказать какую-то поддержку», — охарактеризовал ситуацию Скуратов.

Галайчук заявил, что его компания подала документы на субсидию в размере одного МРОТ на каждого сотрудника, но еще не получила ее. Организация до сих пор не смогла воспользоваться мерой по переносу налогов — указ об их списании так и не появился. В компенсации для тех, кто занимается доставкой, анонсированной в Татарстане, компании отказали. «Все забили на нас. Я бы очень удивился, если бы было по-другому», — сказал Скуратов.

Алкоголь круче золота, с кофе попроще

По словам Галайчука, часть поставщиков уже подняли цены на продукты из-за роста стоимости доллара. Однако не все заведения это заметили, так как распродают имеющиеся запасы. Цены на алкоголь уже поднимались зимой, в среднем каждый год они растут на 2-6%, сообщил ресторатор. «Алкоголь круче золота, еще не было ни одного года, чтобы алкоголь упал в цене — он только растет», — сказал Галайчук.

Он добавил, что поставщики, а за ними и бары смогут удерживать цены на спиртное в барах после открытия, делая акции и скидки. «Поставщики чувствуют себя очень паршиво сейчас. Общепит, когда умирает, он умирает не один, он за собой тянет очень много отраслей», — заявил бизнесмен. Сегодня многие поставщики перестали отгружать товары по отсрочке, работая по предоплате. Галайчук считает, что это может привести их к оттоку клиентов.

Ресторатор предполагает, что обсуждаемая в Госдуме инициатива о разрешении доставки алкоголя на дом не будет одобрена. А если ее примут, рынок достанется крупным компаниям, а не малому бизнесу. Скуратов заявил, что с кофе дела обстоят «попроще»: если качественный алкоголь в России не производится, и его приходится покупать в валюте за границей, то кофейные зерна приобретаются зелеными и обжариваются в стране, что удешевляет продукт.

Мы принесли в жертву общепит

Галайчук заявил, что кризис в очередной раз продемонстрировал, что «излишки» средств нужно переводить в более стабильную валюту или ликвидные вещи, а бизнес — диверсифицировать — если одна отрасль прекратит работу, другая останется на плаву. Скуратов сказал, что говорить о будущем общепита в России можно будет через полгода, когда компании смогут оценить последствия экономических потрясений.

Он считает, что в том случае, если эпидемии и следующие за ними кризисы будут повторяться в будущем, рестораторам придется перестраивать бизнес. Однако Галайчук заявил, что привычки потребителей не изменятся сразу: люди, которые привыкли ходить в заведения и тратить на это определенные суммы, продолжат жить привычной жизнью в ущерб накоплениям на черный день или крупные покупки.

«Мы принесли в жертву общепит. Мы (владельцы заведений — Inkazan) говорили „Да и не надо было“, а они (власти — Inakzan) „Да, на всякий“», — подытожил Скуратов.

#Экономика #Коронавирус COVID-19 #Эксклюзив #Новости #Казань #Общепит Казани #Кризис #Экономика Татарстана #Кафе #Кафе Казани #Общепит
Подпишитесь