Уже отменен перчаточно-масочный режим на открытом воздухе, открылись летние веранды ресторанов и кафе, при соблюдении посетителями социальной дистанции разрешено работать фитнес-центрам и бассейнам. Кроме того, регион одним из первых в стране снял ограничения на въезд в республику.
Все эти приятные послабления и наступившее лето не могут не радовать жителей Татарстана. Однако выходить из режима самоизоляции все-таки следует осторожно. Кроме того, не стоит забывать о сохраняющейся угрозе второй волны распространения вируса. В том же Китае уже выявляются новые случаи заражения. В результате в одном и районов Пекина в выходные был введен режим военного времени.
«От новой мощной вспышки Россию может спасти массовая вакцинация», — говорит Александр Гинцбург, директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи.
13 июня радиостанция Коммерсант FM сообщила, что разработанная этим научным институтом вакцина выходит на этап клинических испытаний. Для этого уже отобрано 50 добровольцев, мужчин и женщин в возрасте от 25 до 50 лет. Все они прошли полное медицинское обследование и до начала испытаний добровольцы две недели проведут на карантине в Главном военном клиническом госпитале имени Н. Н. Бурденко, где их состояние будут ежедневно контролировать врачи. Сам испытания пройдут на базе 48-го ЦНИИ Минобороны России, где ранее было успешно проведено доклиническое исследование данной вакцины.
Клинические испытания на группе добровольцев должны завершиться к концу июля. Однако нужно иметь ввиду, что это важный, но далеко не последний шаг на пути от расшифровки генома вируса до начала массовой вакцинации.
Можно предположить, что первые ее [прим. редакции — вакцины] дозы будут готовы к концу года, считает профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи Анатолий Альтштейн: «Испытание, которое сейчас намечается, представляет собой первую клиническую фазу испытания вакцины. Значит, она проводится на ограниченном количестве людей, и самая главная задача — показать безопасность этой вакцины и посмотреть, есть ли антитела у привитых людей. После этого должна проводиться вторая и третья фаза. Возможно, они будут объединены, но это все равно занимает месяцы. Кроме того, чтобы вакцина оказала воздействие на эпидемию, ее нужно в достаточном количестве иметь. Поэтому я не думаю, что раньше конца этого года всерьез начнутся ее применение».
Тем временем на базе все того же 48-го ЦНИИ Минобороны России недавно также изучили противовирусную активность лекарственного препарата Кагоцел, в отношении нового пандемического штамма SARS-CoV-2 в экспериментах in vitro.
Исследование противовирусной активности Кагоцела проводилось с использованием пандемического штамма SARS-CoV-2 (COVID-19), полученным в 2020 году из ФГБУ ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора и хранившегося в специализированной коллекции 48 ЦНИИ Минобороны России.
Результаты экспериментов показали, что добавление действующего вещества исследуемого препарата к культуре клеток, инфицированных SARS-CoV-2, на 100% отменяет поражающее действие вируса на клетку и где-то на 98% подавляет его размножение.
В группе компаний «Ниармедик», которая является разработчиком и производителей этого препарата, считают полученные результаты очень обнадеживающим и заявляют о планах перейти к следующему этапу оценки активности препарата Кагоцел в отношении SARS-CoV-2 — клиническим исследованиям.
«В ближайшее время планируется начать клинические исследования, чтобы проверить эффективность нашего лекарства у реальных больных. Проводить плацебоконтролируемые исследования будут независимые компании по стандартам GCP. Первые результаты появятся до конца этого года», — отмечает глава группы компаний «Ниармедик» Владимир Нестеренко.
К слову, Кагоцел относится к препаратам — индукторам интерферонов, которые включены в действующие Временные рекомендации Минздрава России по борьбе с COVID-19 в качестве средства профилактики и лечения легких форм заболевания.
«Такие препараты не направлены напрямую против конкретного инфекционного агента, а основаны на способности системы врожденного иммунитета противодействовать любым вирусам. Фактически это „вакцина“ для выработки врожденного иммунитета, когда не знаешь заранее, с чем столкнешься, — объясняет Владимир Нестеренко — сегодня уже известно, что достаточно много людей переносит COVID-19 без клинических симптомов, а это значит, что врожденный иммунитет работает, и его активизация на ранней стадии болезни и для профилактики может сделать контакт с неизвестными вирусами менее опасным».
Таким образом, исследование индукторов интерферонов в отношении COVID-19 кажется вполне логичным решением. Но, конечно, для того чтобы полностью доказать их эффективность против новой коронавирусной инфекции, необходимо довести исследования до конца и проверить действие таких препаратов на реальных пациентах.