Министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Зяббаров встретился с представителями Региональной общественной организации «Пчеловоды Татарстана». Журналистов на саму встречу не пригласили, сказав, что она закрыта. Но пчеловоды рассказали о произошедшем.
Пасечники объяснили свою тревогу тем, что на полях цветет рапс, техника опрыскивает поля пестицидами, но оповещения об этом пчеловодам не приходят. Люди, наученные горьким опытом прошлого года, когда погибли миллионы пчел, видят работу сельхозтехники и начинают паниковать.
По мнению пчеловодов, лучше предупредить опасность сейчас, чем «бегать по судам и прокуратурам и смотреть, как мужчины плачут около своих ульев».
«Благодаря вам мы достучались до министра! Министр сказал создать группу с его участием, чтобы сразу сигнализировать ему. Теперь с нерадивыми аграриями будут работать отдельно. Даже то, что он нас пригласил, это уже отрезвило некоторых „фараонов“, которые позволяли себе лишнее», — заявил Inkazan председатель «Пчеловодов Татарстана» Шавкат Хайруллин.
В качестве примера он привел ООО «Нива» из Заинского района, которое больше месяца не шло на контакт и опрыскивало поля без предупреждения. Но, узнав о назначенной встрече, агроном приехал на пасеку и пообещал контролировать вопрос.
Руководитель Управления аквакультуры и пчеловодства республики Марат Миннебаев сообщил, что теперь будут доработаны группы для оповещения в WhatsApp. До этого пчеловоды жаловались, что рабочие диалоги являются, скорее исключениями, а о начале работ они узнавали по факту.
«Мы дорабатываем эти группы. Они созданы в каждом районе, теперь их связываем между собой. Это нужно просто для оперативного реагирования. До этого были предприятия, которые не дорабатывали, но сегодня они уже начинают менять свою позицию», — подтвердил Миннибаев.
На круглом столе обсудили возмещение ущерба за 2019 год. Тогда за сезон республика потеряла около 240 млн пчел, собранный выжившими насекомыми мед оказался непригоден для употребления в пищу, потери пчеловодов составили порядка 15 млн рублей.
По словам Алексея Андреева из Заинского района, возможно, теперь вопрос решится. Летом прошлого года из 37 пчелосемей у пасечника погибли 35. Оставшиеся 2 работать больше не могут, поэтому пришлось начинать все заново. Ущерб составил более 1 млн рублей.
«Если взять опыт России, то пчеловодам выплачивали ущерб. У нас минфин стоит на том, что должны быть обязательные анализы, но они стоят 22 600 рублей, если у человека 15 пчелосемей, то у него половина (средств — Inkazan) уйдет на погашение этих анализов», — говорит Андреев.
По вопросам финансовой поддержки пострадавших пчеловодов Зяббаров сообщил, что сегодня есть возможность помочь в рамках грантовых программ. В прошлом году поддержку получили 13 заявителей-пчеловодов на сумму 35,7 млн рублей. В 2020 году 23 пчеловода прошли конкурсный отбор.
«Ряд вопросов удалось решить оперативно. Есть и вопросы, которые потребуют большего времени. Все они взяты нами на контроль. Планируем целенаправленно работать», — передает пресс-служба минсельхоза Татарстана слова министра.
По мнению Андреева, идеальным решением всех вопросов стал бы запрет пестицидов 1 и 2 класса опасности. Если их применять не будут, то пасечников не придется оповещать. Плюс, нельзя нарушать СанПин, предполагающий обработку вечером в нелетную для пчел погоду. «Это было бы самое лучшее решение вопроса», — считает пчеловод.