Posted 28 июня 2020, 17:42
Published 28 июня 2020, 17:42
Modified 18 сентября 2022, 10:32
Updated 18 сентября 2022, 10:32
По мнению психолога республиканского наркологического диспансера Лилии Зайцевой, в обществе распространилось мнение, что «раз мы не работаем, то отдыхаем». При этом у более взрослого поколения отдых, как правило, напрямую связан с выпивкой. Люди не знают, что делать вне работы, у них нет культуры отдыха.
«Желание позволить себе „расслабиться“ — это уже признак алкоголизма. Просто стадия у всех разная — у кого-то первая, кто пьет для отдыха, а у кого-то вторая, кто пьет уже с запоями, с потерями памяти и так далее», — сказала Зайцева.
В обществе культивируется миф о том, что алкоголизм — не более чем вредная привычка, которая проявляется из-за отсутствия силы воли. Однако это серьезное заболевание. Хроническое, прогрессирующее и смертельное. Его обязательно необходимо лечить.
К употреблению человек приходят из-за обычных проблем. Психолог выделяет три стадии. Первая — «розовая» — возникает интерес употребить перед клубом, с друзьями на шашлыках. Выпил — настроение поднялось, началось комфортное общение с противоположным полом. Однако первая стадия длится недолго.
Вторая стадия: появляются запои, изменяется настроение без алкоголя или оно кардинально меняется, когда человек выпьет. Эта стадия может длиться десятилетиями. На ней появляются проблемы со здоровьем и первые последствия на работе. Находящиеся на ней люди чаще всего и попадают к медикам.
Третья стадия: деградация. Когда у человека уже нет ценностей: формируется потребительское отношение к людям, разрушается личность. Нет ни интересов, ни целей, ни ценностей. Он функционирует на примитивном уровне — поел, выпил, поспал.
«Образно выражаясь, на третьей стадии человек пьет, чтобы жить, и живет, чтобы выпить. И такое бывает даже в конце второй стадии — все зависит от организма. В таких случаях, человеку даже чтобы встать и пойти на работу, если еще повезло и остались какие-то „шабашки“, надо выпить. Грубо говоря, чтобы запустить свой организм», — сказала Зайцева.
Есть еще такой аспект, как рост толерантности. Когда человек может пить больше остальных и не пьянеть — это признак алкоголизма. Когда человек может напиться «в хлам» с небольшого количества алкоголя — это тоже алкоголизм.
Любая зависимость по сложности и опасности идет практически следом за онкологией. Лечить ее необходимо комплексно — справиться с физической зависимостью и интоксикацией. Затем преодолеть психическую зависимость в центре реабилитации, которых в Казани три. А о ремиссии можно говорить только после того, как обратившийся за помощью не будет употреблять ничего год.
Отдельная «история» — пивной алкоголизм. В обществе он встречается у каждого второго-третьего и обществом же за проблему не считается. Этот вид алкоголизма «молодеет» — начинают употреблять с подросткового возраста. Но он ничем не отличается от злоупотребления крепким алкоголем.
Есть три признака пивного алкоголизма: ежедневное употребление, употребление в одиночку, употребление напитков для улучшения настроения, снятия боли. Грубо говоря: весело — выпил, грустно — выпил. Всегда есть повод. Если вы узнали себя в одном из этих пунктов, значит, у вас есть алкогольная зависимость.
Ни один человек не считает себя алкоголиком до определенного момента. И социум способствует этому — очень многие зависимые и их родственники не доходят до места, где им могут оказать помощь, потому что руководствуются принципом: «В этом нет ничего страшного, все пьют».
«По статистике в России ежедневно от последствий алкоголизма умирает столько человек, сколько может поместиться в вагоне метро в час пик», — поделилась Зайцева.
Самое сложное в работе медиков в этой ситуации — преодолеть сопротивление пациента. Показать, чего можно было бы избежать, если бы он не злоупотреблял спиртным. Однако зависимые оправдываются и говорят, что проблемы с алкоголем у тех, кто «валяется под забором» или начинает утро с рюмочной.
Но по статистике люди с третьей стадией алкоголизма не обращаются за помощью. 99% обратившихся находятся на второй, когда есть что терять. И задача психологов — зародить в них мотивацию. Наркоманы из-за специфики своей зависимости долго не живут, поэтому они быстрее обращаются к специалистам. Во второй стадии алкоголизма можно жить десятилетиями. Женский алкоголизм развивается быстрее.
«Лечение зависимости это само по себе непросто. Но у женщин это чуть сложнее, за счет того, что эмоциональные нарушения наступают быстро. Соответственно и работа протекает дольше. Женский организм дает сбой гораздо быстрее», — сказала Зайцева.
Кроме того, женщине нужно меньше времени для того, чтобы сформировалась психологическая зависимость. У женщин алкоголизм явно окрашен — они либо пьют с партнером, либо из-за одиночества. Даже через месяц вечерних посиделок с подругой с бокалом вина может выясниться, что без алкоголя она уже не может.
Потребности у человека появляются с рождения. С возрастом они становятся все сложнее. Например, в любви, в том числе и в семье, безопасности, принятии, уважении. Но в жизни не все складывается «радужно» — некоторые из них могут быть не удовлетворены.
Этот дефицит копится, и в какой-то момент человек находит способ «избавиться» от него. Например, подросток выходит в обществе сверстников, выпивает и ему становится легче — снимаются барьеры, начинается общение с противоположным полом.
Поэтому психолог рекомендует общаться с детьми. Даже если родитель устал и ему тяжело, если один раз отказать — ребенок найдет другого, с кем можно поделиться. Дети из семей, где есть сбой, входят в группу риска.