Posted 7 июля 2020,, 08:05

Published 7 июля 2020,, 08:05

Modified 18 сентября 2022,, 10:32

Updated 18 сентября 2022,, 10:32

Рынок спецодежды в России: проблемы и планы на будущее

7 июля 2020, 08:05
Поставки средств защиты в Россию из-за границы прекратились, однако спрос растет на 10% ежегодно — удовлетворить его должна отечественная промышленность. По данным «Бизнес вектор», в 2019 году объем рынка достиг 160 млрд рублей.

45% продаж на рынке спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ) приходится на униформу. 30% — на СИЗ. Оставшуюся часть занимает спецобувь. При этом доля импорта составляет порядка 10%, остальной товар реализуется внутри страны.

В условиях растущего спроса компании задумались о расширении производства. Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин заявил, что одобрение получили 30 соответствующих проектов, касающихся пошива масок, костюмов, актуальных в ситуации с распространением коронавируса.

На российском рынке работают более 130 профильных компаний. Завод «Сорбент» в Перми десятки лет производит противогазы, респираторы, комплектующие. В 2018 году владельцы объединили «Сорбент» с другими активами. Так появилось «Зелинский групп».

Она работает с промышленными предприятиями и государственными контрактами. На последние приходится треть выручки. Из-за пандемии «Сорбенту» пришлось нанять 200 человек, привлечь финансирование и повысить объем выпуска продукции.

Экспорт защитной продукции закрыт. Из-за этого «Зелинский групп» может терять до $10 млн ежегодно. Временная мера — поставки СИЗ в медучреждения. Минпромторг России предложил сформировать госрезерв СИЗ на 15 млрд рублей. Кто выиграет в этой ситуации — неясно.

Катырин заявил, что в случае с СИЗ существуют высокие требования к проницаемости и изолированности. При этом процедуру сертификации товаров не мешало бы ускорить. С крупными производителями конкурируют небольшие, например, производство перепрофилировала дизайнер Регина Листопад.

В Татарстане с начала пандемии ПАО «Татнефть» закупила в Китае специальные линии и начала шить защитные маски и костюмы и передавать их врачам безвозмездно. К пошиву этих средств защиты присоединились самозанятые и небольшие предприятия, которые ориентировались на частных лиц.

Участники отрасли считают, что на запуск швейной фабрики на 250 человек придется потратить 100 млн рублей без учета стоимости здания. Однако главная проблема в том, что уже 30 лет легкая промышленность в России испытывает нехватку кадров. Если раньше компании сотрудничали с исправительными учреждениями, то теперь отказались от этого. Причина в развитии технологий и новых требованиях заказчиков.

Один из крупных игроков рынка «Восток-Сервис» владеет 17 производствами, крупнейшее из которых — фабрика «Силуэт» в Брянской области. С начала пандемии она сократила производство утепленной одежды и экранирующих костюмов. Освободившиеся мощности переориентированы на выпуск одноразовых комбинезонов и костюмов для медработников, работающих в инфекционных больницах.

Сегодня порядка 30% профильного рынка приходится на госзаказ. Спрос в основном формируют крупные российские предприятия. В 2019 году на обеспечение сотрудников экипировкой компании выделили более 100 млрд рублей. При этом меньше всего на спецодежду тратят в сфере лесного и сельского хозяйства.

7 тысяч уходит на спецодежду для сотрудников коммунальных компаний, чуть больше тратят обрабатывающие производства, транспортные компании. Среди лидеров: строители и энергетики. А также добывающие компании. Катырин уверен, что рынок начнет расти, когда экономика будет возвращаться к нормальному режиму. Пока же повышенный спрос наблюдается на товары для защиты органов дыхания, остальные позиции менее востребованы.

"