Posted 6 августа 2020, 13:19
Published 6 августа 2020, 13:19
Modified 18 сентября 2022, 10:40
Updated 18 сентября 2022, 10:40
Национальная библиотека должна открыться по новому адресу 30 августа. Чтобы успеть в срок, на месте трудятся 400 строителей. Но накануне взглянуть на изменения разрешили журналистам — в стеклянном пристрое провели пресс-конференцию.
Согласно соцопросу мэрии, с июля по январь 2019–2020 годов библиотеки посещало 5-6% казанцев, в то время как театры — больше чем треть горожан, рассказала помощница главы Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова. Увеличить поток читателей можно: например, в прошлом году в США библиотеки по посещаемости обогнали кинотеатры почти в 2 раза.
«Почему? Потому что несмотря на то, что информационная функция самая важная и ценная, там библиотеки организованы как мультифункциональное пространство, которое предполагает разные типы культурного досуга», — объяснила Фишман-Бекмамбетова.
Такой арт-инкубатор организуют и в НКЦ. Конечно, привычная функция библиотеки останется, здесь будут две читальные зоны: классическая — для более сконцентрированной работы с текстами и выставки книжных памятников и современная — в большом стеклянном пристрое. Рядом расположатся детское читальное пространство, компьютерный зал. Книги можно будет почитать не только в библиотеке, но и дома — учреждение вернет абонементы.
Раньше часть архивов можно было найти в онлайн-формате. Но, как отметила министр культуры РТ Ирада Аюпова, «цифра» не может передать всё.
«Мы можем оцифровать всё что угодно. Но это рукописное творение. Вы считаете, что эти книжные памятники можно сохранить их ценность путем оцифровки? Я сомневаюсь», — высказалась министр, надев перчатки и продемонстрировав пожелтевшие книжки размером с ладонь. Одним из таких экземпляров оказался китаб — рукопись, сделанная на белорусском языке арабским письмом.
Пресс-конференция проходила в будущем современном читальном зале. Но журналистам продемонстрировали и другие пространства. Их «отдадут» творчеству и просвещению. Главный зал на 200 человек используют для проведения конференций и лекций. Black box или трансформируемый универсальный зал на 100-120 человек предназначен для исполнительских искусств. Будет даже студия звукозаписи, которая даст техническую возможность молодым музыкантам качественно обрабатывать треки.
«Почему в Украине намного больше за 2000-е и 2010-е появилось много хороших музыкальных групп? Ответ очень простой: в Москве записать и свести песню стоило $20-15 тысяч, а в Киеве $2-3 тысячи. И было намного больше людей, которые могли себе позволить качественную работу», — пояснила Фишман-Бекмамбетова, выразив надежду, что студия поможет молодым татарстанским музыкантам.
Пространства библиотеки заполнят резиденты, некоторых уже пригласили к партнерству. Например, в Black box зайдет фонд поддержки современного искусства «Живой город» и организует театральную площадку «Моң». Туда переедут большая часть репертуаров творческой лаборатории «Угол» и творческого объединения «Алиф», театр горожан, современный татарский театр. Центр современной культуры «Смена» намерен провести в НКЦ «Казань» книжный фестиваль и организовать издательскую школу, хотя этот проект находится в зачаточной стадии.
Экс-председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин, который стал заместителем директора нацбиблиотеки, подтвердил, что Казани нужен центр, где можно взрастить татарские молодежные сообщества.
«Только при мне, наверно, возникло около 30 городских татарских городских сообществ. Некоторые из них исчезли, некоторые обрели свое место. Но мы считаем, что из такой субкультуры они должны вырасти в основу городской культуры. Я считаю, что НКЦ для этого подходит», — сказал Яруллин.
Также в национальном культурном центре появятся кофепоинты, книжный и сувенирный магазины, комнаты для родителей и ребенка, гардероб, локеры, комнаты уединения. Архитекторы надеются, что с экстрим-парка, который действует неподалеку — у моста «Миллениум» — в НКЦ будет заглядывать молодежь.
«У нас будет отдельное пространство для подростков, куда нельзя будет заходить взрослым. Вообще подростки, наверно, самая выпадающая аудитория. Потому что для детей есть, для взрослых есть, а они еще непонятно где, неопределившиеся», — рассказала помощница главы РТ.
Она обратила внимание на преобразившийся фасад НКЦ. С вестибюля будет открываться вид на на Казанку. Вообще здание, которое в народе прозвали крематорием или как назвала его Фишман-Бекмамбетова «саркофаг», постарались максимально «открыть». Сбоку организовали площадку на свежем воздухе: тут будет действовать кафетерий либо лекторий.
В той части здания, куда свет не может просочиться через окна (потому что их попросту нет) сделали световоды. Это устройства, которые пропускают уличный свет через линзу по зеркальной трубе.
Архитектурным проектированием занималось бюро «Хора», которое выбрали без конкурса. Фишман-Бекмамбетова пояснила, что было очень мало времени, поэтому заказчики пошли к людям, которые уже проектировали и реконструировали подобные учреждения, например, библиотеки имени Некрасова и Булгакова в Москве.
На реконструкции НКЦ, который должен открыться 30 августа, работа не закончится. Планируется ввести вторую очередь — это будет книгохранилище. Также под центром проектируется семейный парк. Площадь перед нацбиблиотекой тоже хотят наполнить активностями, но конкретные планы пока не озвучены.