Posted 12 октября 2020, 14:59
Published 12 октября 2020, 14:59
Modified 20 августа, 15:40
Updated 20 августа, 15:40
«Бизнес вектор» сообщает, что в России морепродукты выращивают более четырех тысяч предприятий, 86% из которых относятся к категории небольших — их оборот ниже 100 тонн продукции в год. Тем не менее, основными игроками на рынке считаются средние и крупные фирмы.
Например, владелец группы компаний «Русский икорный дом» Александр Новиков в 90-е годы купил за бесценок хозяйство в Вологодской области и вложил в него почти $5 млн. Сейчас он выращивает осетровых — это долгий процесс, потому что первую икру можно получить только на седьмом году жизни рыбы.
В основном осетровых реализуют через торговые сети. 20% направляют в госведомства и крупные компании. 15% продают через интернет. Еще 8% покупают рестораны, 10% — мелкие предприниматели. При этом, по признанию Новикова, компания каждый год увеличивает оборот на 10-15%.
Однако, по его словам, рынок не готов к таким объемам: во время пандемии покупать товар стали в половину меньше. Новиков считает, что белый рынок рыбьей икры находится на уровне 180 тонн в год. При этом российские компании занимают в нем не более трети объемов.
В этом сегменте доминирует Китай со своим дешевым сырьем. Глава «Икорного дома» полагает, что потребитель должен знать о качестве китайской икры. Осетровые — не самый массовый продукт на рынке. На первом месте по производству — карповые, на втором — лососевые.
Когда начались антисанкции, с российского рынка начала уходить норвежская форель. Занять эту нишу попытались в том числе и отечественные компании. Например, «Алдога» из Карелии, которое создал Игорь Ляшенко вместе с партнерами. Изначально бизнесмен планировал окупить вложенные 60 млн рублей за четыре года.
Но рынок быстро заполнился и перестал быть сверх прибыльным. Теперь Ляшенко хочет создать полный цикл на производстве от мальков до продажи продукции в своих магазинах. Окупить это он планирует за шесть лет. Главная проблема в корме для рыбы: его закупают за границей, потому что в России качественного нет.
«А в связи с неустойчивостью рубля покупать все это становится все дороже и дороже», — заявил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Помимо рыбы и икры, в 2019 году страна произвела было произведено 22 тысячи тонн моллюсков, водорослей — 11 тысяч тонн.
В 19 веке крымские устрицы поставляли в Европу. Этот бизнес возрождает предприниматель Сергей Кулик, основавший фирму «Яхонт». Моллюсков он закупает за рубежом, местная мидия сама заселила его ферму. Устрицы продаются поштучно, но в России сейчас не так развита культура их потребления.
В Татарстане «Биосфера-Фиш» занимается восстановлением популяции волжской стерляди — запущена вторая очередь предприятия. Эту работу поддержал глава республики Рустам Минниханов, акцентировав на ней внимание во время ежегодного послания Госсовету.
Рыболовные хозяйства добиваются признания их сельхозпроизводителями, тогда и поддержку они будут получать соответствующую. «Достаточно много льгот сформировано и много инструментов есть для поддержки фермеров. Для тех, кто занимается аквакультурой, по большому счету, не просто немного, а просто мизер», — сообщил Катырин.
В ближайшие три года государство выделило полмиллиарда рублей на поддержку производителей морепродуктов, что составляет менее 1% от оборота отрасли за год. А с учетом поднятия НДС до 20% компаниям сейчас все сложнее выживать.